Очерки экономического строя России

64 Очерки экономическаго строя Россіи. строптелыше матеріалы. Въ томъ же направленіп вліяло ожививигееся послѣ реформы сооруженіе желѣзныхъ дорогъ на счетъ правительства или част- ныхъ обществъ, для которыхъ правительство доставало за границей капи- талы и гарантировало определенный на нихъ доходъ, независимо отъ того, будутъ ли новыя дороги приносить прибыли или убытки. Въ теченіе пер- вого десятилѣтія послѣ крестьянской реформы у насъ было сооружено 7 тыс. верстъ желѣзныхъ дорогъ, во второе десятилѣтіе — 12 тыс. вёрстъ, въ третье — 6 тыс. верстъ и въ четвертое — болѣе 20 тыс. верстъ. Усиленная строительная деятельность создавала спросъ на строитель- ные матеріалы и на рабочія руки, а рабочіе, занятые въ этихъ отрасляхъ, покупали для лпчнаго потреблснія преимущественно не кустарныя, а болѣе дешевыя, изящныя и входившія въ моду пропзведенія фабрикъ и заводовъ. Такпмъ образомъ, въ городахъ увеличивался спросъ на фабричвыя издѣлія, служащія для обіцаго потребленія. А по мѣрѣ распространена сѣтп желѣз- ныхъ дорогъ облегчалась доставка фабрикатовъ въ села и деревни, и здѣсь они стали усиѣшно конкурировать съ продуктами мѣстной кустарной про- мышленности и вытѣснять домапгнія пздѣлія. Проведеніе желѣзныхъ дорогъ къ портамъ и къ сухопутной границѣ, значительно удешевивъ перевозку громоздкпхъ товаровъ, вызвало спльное развитіе экспорта хлѣба, лѣса, льна, пеньки и т. п.; крестьяне накинулись поэтому на землю, усилили добываніе сырыхъ сельскохозяпетвенныхъ произведеній, а купцы набро- сились на лѣса, вырубали ихъ и частью отправляли за границу, частью поставляли въ города и промышленные центры для ностроекъ новыхъ зданій, фабрикъ, заводовъ, для отопленія жплищъ, фабрикъ, для иотребленія желѣзныхъ дорогъ и т. п. Вывозъ главпѣйшпхъ нашихъ нроизведеній возросталъ слѣдующимъ образомъ. Передъ самымъ освобожденіемъ крестьянъ Россія отправляла за границу 70 мил. пудовъ четырехъ главнѣйшихъ хлѣбовъ (пшеница, рожь, ячмень, овесъ) въ годъ. Въ первое десятплѣтіе послѣ реформы эти хлѣба вывозились уже въ количествѣ въ среднемъ 100 милл. пуд. въ годъ; во второе десятплѣтіе вывозъ составлялъ 220 милл. пуд., въ третье — 320 милл. иуд. и въ періодъ 1891 — 1900 гг. — 415 милл. пуд., а въ послѣднія пять лѣтъ — 500 мил. пуд. въ годъ. Вывозъ изъ Россіп хлѣбовъ до самаго по- слѣдняго времени продолжаетъ, такпмъ образомъ, увеличиваться, и въ на- стояіцій моментъ количество вывозпмаго зерна въ 7 — 8 разъ превышаетъ вывозъ его паканунѣ реформы. Это возрастаніе вывоза въ послѣднія 7 лѣгъ отчасти поддерживается сибирскимъ хлѣбомъ, экспортъ котораго сдѣлался возможнымъ послѣ сооруженія сибирской желѣзной дороги. Слѣдуюіцсе за хлѣбами мѣсто по суммѣ доставляемаго странѣ дохода занимаешь экспортъ льна, пеньки, льняной и пеньковой пакли. Въ теченіе первыхъ трехъ десятилѣтій послѣ крестьянской реформы вывозъ этихъ продуктовъ' нашего сельскаго хозяйства также увеличивался, хотя и не столь быстро, какъ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1