Очерки экономического строя России

Общій характеръ хозя истие иной эволгоцш Россш. 71 чаются высокими урожаями своихъ полей, то между этими государствами и госсіеи мы замѣтимъ существенное различіе. Покупателями продуктовъ сельскаго хозяйства являются лица не занимавшаяся земледѣліемъ. Размѣры возможнаго сбыта этихъ продуктовъ и возможной денежной выручки земледѣльца опредѣляютсл поэтому срав- нительной численностью промышленныхъ и городскихъ классовъ, съ одной стороны, и земледѣльцевъ — съ другой; онредѣляются числомъ покупателей сельскохозяйствен ыхъ продуктовъ, приходящимся на одного земледѣльца аъ тѣхъ западно-европеискихъ государствахъ, которыя отличаются высокой производительностью земли, отношеніе между земледѣльческимъ и неземле- дѣльческимъ населеніемъ таково, что на одно лицо земледѣльческаго класса приходится лицъ прочихъ классовъ: во Франціи больше одного, въ Германіи около двухъ, въ Бельгіи больше двухъ, въ Великобританіи восемь. Во всѣхъ этихъ государствахъ, какъ видно изъ приведенныхъ даниыхъ. землс- двльчесше классы составляютъ меньше половины населепія. Въ Россіи лее (Ввропеископ), съ ея стомилліоннымъ населеніемъ, земледѣліемъ живутъ /и мпллюновъ лицъ, а покупатели земледѣльческихъ произведеній соста- вляютъ въ суммѣ 30 милліоновъ человѣкъ, т.-е. 2—3 лица земледѣльчс- скихъ классовъ приходятся на одно лицо классовъ, не занимающихся сель- скимъ хозяиствомъ. Такимъ образомъ, во Францін въ среднемъ одинъ земледѣлецъ имѣетъ слишкомъ одного покупателя, въ Гермаиіп— ночтп двухъ, въ Белыми— болѣе двухъ и въ Великобританіи 8 покупателей; между тѣмъ какъ въ Россіи два-три земледѣльца разечитываютъ всего на одного покупателя. Очевидно, что русскій земледѣлецъ не можетъ добываті. въ своеиъ хозяиствѣ такого количества продуктовъ и получать отъ пхъ продажи такую сумму денегъ, какіе добываетъ и получаетъ сельскій хо- зяинъ во Франціи, въ Германіи, Бельгіи илп Англіи; онъ не можетъ до- вести производительность своей земли до уровня производительности ея въ перечисленныхъ выше государствахъ. Читатель можетъ на это замѣтить, что мы продаемъ сельскохозяй- ственные товары не только внутри страны, но и за границей, и вывозомъ ихъ на внѣшніе рынки какъ бы замѣняемъ недостатокъ внутреннихъ по- требителей. Гакъ, мы отправляемъ за границу до 600 милл. пудовъ зерна- это равносильно тому, какъ будто бы мы имѣли 30 милліоновъ загранвч- ныхъ потребителей въ придачу къ тѣмъ 30 милліонамъ лицъ неземледѣль- ческихъ классовъ, которыя являются покупателями сельскохозяйственныхъ произведеши внутри страны. Благодаря внѣшнему рынку, мы, слѣдовательно удваиваемъ число покупателей продуктовъ нашего земледѣлія и доводимъ отношеніе между производителями этихъ продуктовъ и ихъ покупателями до того, какое имѣетъ, напримѣръ, мѣсто во Франціи, и при которомъ сельское хозяйство пришло въ цвѣтущее состояніе. Но бѣда въ томъ что 30 миллюновъ заграничныхъпотребителей нашихъ сельскохозяйственныхъ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1