Очерки экономического строя России

Очерки экопомическаго строя Россш. логичяыхъ условіяхъ) обращалась преимущественно съ цѣлью соорѵженія сѣти желѣзныхъ дорогъ, безъ широкаго распространенія которыхъ невоз- можно и широкое развитіе крупной промышленности. Но занимаемые съ этой цѣлью у иностранцевъ капиталы обращались на пріобрѣтеніе за гра- ницей же рельсовъ, локомотивовъ и другихъ приспособленій желѣзнодорож- наго дѣла, потому что, при слабомъ развитіи соотвѣтствующихъ отраслей въ Россіи, задача быстраго сооруженія сѣти желѣзныхъ дорогъ могла быть выполнена лишь при условіи употребленія иностранныхъ строительныхъ матеріаловъ и другихъ принадлежностей. Хотя огромное большинство предпринимателей по сооруженію русскихъ желѣзныхъ дорогъ были русскіе, и огромное большинство инженеровъ, егроив- шихъ русскія желѣзныя дороги, получили образованіе въ Россіи, но на этомъ основаніи нельзя утверждать, что осуществленіе плана оборудоваиія нашей страны желѣзными дорогами обязано исключительно русскимъ испол- нителямъ. Гораздо болѣе трудной оиераціей, чѣмъ проложеніе полотна дороги и проведеніе рельсоваго пути, было приготовленіе сампхъ рельсовъ, локо- мотивовъ, мостовыхъ частей и т. п., и насколько эти матеріалы и при- способленія получались изъ-за границы, настолько иностранные промы- шленники и техническіе дѣятели должны считаться участниками въ про- веденіи нашихъ желѣзныхъ дорогъ. Различіе ихъ участія въ этомъ дѣлѣ отъ ѵчастія русскихъ инженеровъ и промышленныхъ дѣятелей заключалось въ томъ, что одни работали для нашихъ дорогъ за границей, а другіе — въ Россіи. Это различіе изгладилось на слѣдуюіцей стадіи эволюцін русской промышленности, когда правительство, въ управленіе финансами Вышне- градскимъ и Витте, задалось цѣлыо вызвать, во что бы то ни стадо, быстрое развитіе русской промышленности и приступило къ форсированному соору- женію желѣзныхъ дорогъ не съ цѣлью только оборудованія страны хоро- шими путями сообщеній, но и для того, чтобы открыть рынокъ ДЛЯ рус- сквхъ о Ф а бР икгь и заво Д° къ и вызвать умноженіе этихъ послѣднихъ. Но- вѣйшій періодъ нашего желѣзнодорозкнаго строительства отличается поэтому отъ прежнихъ въ томъ отношеніи, что строительные материалы и другія принадлежности не выписывались изъ-за границы, а производились въ Росеіи. Производство того огромнаго количества матеріпловъ, какое требо- валось для сооруженія въ теченіе какихъ-нибудь 10—12 лѣтъ новыхъ 30 тысячъ верстъ рельсовыхъ путей, не могло быть выполнено старыми немногочисленными плохо оборудованными нашими фабриками и заводами. Для этого требовалось быстрое сооруженіе цѣлой серіи новыхъ преднріятій, удовлетворяющихъ всѣмъ требованіямъ современной техники. Поэтому ино- странные капиталы привлекались къ намъ въ это время не только для непосредственной затраты на сооруженіе желѣзныхъ дорогъ; они требовались для того, чтобы воздвигать фабрики и заводы. Привлечете иностранныхъ капиталовъ къ непосредственному соору-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1