Поземельный вопрос в России

- 104 — улучшать землю и, напротивъ, будетъ всѣми спо- собами извлекать изъ нея соки въ теченіе аренд- наго срока. Этими соображеніями вызваны были англійскіе и ирландскіе законы о вознагражденіи арендаторовъ за неиспользованныя ими улучшенія. ГІодобнаго же рода мѣры необходимо ввести и у насъ. Наконецъ, третья задача аренднаго законодатель- ства заключаетсявъ регламентации арендной платы. Съемщикамъ земли слѣдуетъ предоставить право обращаться къ суду или къ особому органу, — зе- мельной комиссіи,— съ ходатайствомъ о назначеніи „справедливой" арендной платы за арендуемую землю, и судъ или комиссія въ такихъ случаяхъ должны регулировать, какъ это дѣлается въ Ирлан- діи, арендную плату, „выслушавъ стороны и при- нявъ во вниманіе интересы земельнаго собствен- ника и съемщика,а также всѣ обстоятельства дан- наго случая и условія данной аренды и мѣстности". Закону нѣтъ надобности устанавливать правила, которыми судъ долженъ руководствоваться при этомъ;ему предоставленавъ этомъ отношеніи ши- рокая самостоятельность. Всѣ перечисленный предложенія направлены къ огражденію интересовъ съемщика, но арендный отношенія затрогиваютъ также и интересы земель- наго собственника, являющагося сдатчикомъ земли. Если арендаторъ при неурегулированности аренды терпитъ серьезный ущербъ отъ дѣйствій собствен- ника, то несомнѣнно, что, съ другой стороны, и собственникъ можетъ подвергнуться болыиимъ убыткамъ вслѣдствіе хищническихъ пріемовъ арен- датораили даже злоупотребленій, допущенныхъ имъ при пользованіи землей. Сдатчикъ можетъ также терпѣть убытокъ вслѣдствіе неаккуратнаго взноса арендной платы. На эту сторону аренднаго вопро- са обратили вниманіе мѣстные комитеты о нуж- дахъ сельСко-хозяйственной промышленности, и

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1