Исторические бумаги, собранные К.И. Арсеньевым

СТРАДАЛЕЦЪ ПО СВОЕЙ ВОЛѢ, 1737 г. 117 сего на христіанъ (т. в. на раскольниковъ) былъ опъ, Павловъ, гонитель, а нынѣ де Богъ знаетъ, чѣмъ грѣхи свои загладить!» Въ 1737 г. передъ праздникомъ Успенія Богородицы, Си- нельниковъ зашелъ къ своему жильцу, и этотъ говорилъ ему, «что идетъ онъ въ тайную контору. И оный Синельниковъ того Пав- лова спросилъ : для чего онъ идетъ? И Павловъ тому Синельни- кову сказалъ, чтоде онъ идетъ за старую вѣру пострадать... Онъ же Синельниковъ на номянутыя Павлова слова говорилъ. «коли у тебя охота припала — это де не худо пострадать за Бога!» И дѣйствительно Павловъ уговорился съ братомъ своимъ Кондратіемъ объявить о себѣ въ московской конторѣ тайной кан- целяріи. Послѣдній отправился прежде, именно 6 августа 1737 г., представилъ тамъ двѣ книги и тетрадь брата, и сказалъ, что онъ всему написанному тамъвѣритъ, а брата его, Ивана, можно найти въ селѣ Покровскомъ у плотины. Между тѣмъ Павла проводили туда другойбратъ его, Василій, и жена, Ульяна. Послѣдняя, про- стившись, пошла къ родственницѣ Марч>ѣ Елисѣевой и сказала ей, что Кондратій и Иванъ Павловы пошли въ Преображенское. «И она де, Марта, спросила тоё Ульяну, зачѣмъ они пошли? И Ульяна ей сказала: пошли де на трудъ въ старомъ крестѣ, и она де, Ульяна, того своего мужа съ онымъ Васильемъ провожала». Обѣ женщины заплакали, и впослѣдствіи въ тайной канцеляріи, чтобы сколько нибудь оправдать это (по закону, имъ слѣдовало, первой — на мужа, второй на родственника донести въ тайной канцеляріи), оыѣ показывали, что плакали съ пьяна. Кондратій, объявивъ за собою въ тайной конторѣ «государе- во слово и дѣло», представилъ «три тетради въ переплетѣ, въ томъ числѣ двѣ московской печати — одна въ полъдесть о тре- перстномъ сложеніи (въ которой на поляхъ писано полууставомъ), другая въ четверть листа Розыскъ Димитрія Ростовскаго о бра- добритіи, третья въ полъдесть же, писанная полууставомъ о дву- перстномъ сложеиіи и о прочемъ». ... Замѣчаиія Павлова на печатныхъ книгахъ, а также его трак- тата о двоеперстиомъ сложеніи и пришествіп антихриста не пред- ставляютъ въ себѣ ничего иоваго для тѣхъ, кто знакомъ съ на- шею старовѣрческою литературою; но здѣсь любопытенъ взглядъ на преобразованія и нововведеиія въ особенности Петра и т суж

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1