Исторические бумаги, собранные К.И. Арсеньевым

СТРАДАЛЕЦЪ ПО СВОЕЙ ВОЛѢ, 1737 Г. 119 отступ никѣ Никонѣ сице: чернецъ нѣкій имать отъ сѣвера возстати и возм} г тити въ мирѣ сущимъ во благочестіи и взыдетъ на пре- столъ тмѣніемъ; превысоко цар- ствующимъ же содруженъ будетъ и отъ тѣхъ покусится святая свя- тыхъ создати. Си же и созда въ Воскресенскомъ монастырѣ. А по немъ всекрайняго смиренія на престолѣ гордость преумножится святительства купно и мучитель- ства; явится мерзость запустѣнія, хулы на мѣстѣ святѣмъ и прочее о томъ же, понеже по нихъцарь Петръ наипаче то все нечестіе еще злѣе напомнилъ, а благоче- стие до конца искоренилъ, возвы- шайся прогивъ Господа Нашего Исуса Христа, самъ главою цер- кви учинился и, какъ писано, вре- мена и законъ н паки измѣнилъ и беззаконнующій завѣтъ весь ис- полнилъ папежевъ Петра Гунг- лдваго, Ѳармосаицаря Констан- тина Ковалиыа еритика, иконо- борца и другихъ такихъ же ере- тиковъ, яко же святіи отцы по- казаша ЕпиФаній кипрскій чюдо съ прочими, еже евхитскую ересь богоненавидимое брадъбритіе все- народно въ Русіи, дьявольскій, мерзкій , блудолюбный образъ людемъ носить па себѣ заставилъ, еже въ книгѣ бесѣды евангель- скія 36 въ толку св. Іоанна Злато- устаго напечатано на Матоѣя крестъ отставили. И въ тѣхъ же книгахъ многія рѣчи противъ старыхъ киигъ убавили и приба- вили, и ввели многія жъ ереси. А какія ереси ввели и что уба- вили и прибавили, о томъ о всемъ порознь сказать онъ, Иванъ, не упомнитъ, а явно въ тѣхъ ново- печатныхъ и старопечатиыхъ книгахъ, о чемъ онъ по тѣмъ кни- гамъ можетъ показать подлинно, А блаженныя де памяти великій государь царь Алексѣй Михай- ловичъ, видя то все перемѣнен- иое ихъ сочинеиіе, о томъ имъ не воспретилъ и печатать имъ тѣ книги повелѣлъ. И тѣмъ онъ, го- сударь, съ того году прежнее по старопечатнымъ книгамъ благоче- стіе, преданное святыми отцы, от- ставилъ и имъ послѣдовалъ. И тако потомъ онъ, государь, сталъ уже не въ благочестіи и святѣй церкви въ противности. А что де по нихъ царь Петръ наипаче то все нечестіе еще злѣе наполнилъ , а благочестіе до кон- ца искоренилъ и о прочемъ о всемъ написалъ же онъ, Иванъ, для того что онъ, государь, вы- гаепоказанному всему послѣдо- валъ и возвысился, потому пат- ріарху быть не велѣлъ, и патрі- аршу и церковную власть всю на себя принялъ; во всякія духов- ный дѣла вступалъ и указами своими о духовныхъ дѣлахъ ч и .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1