Исторические бумаги, собранные К.И. Арсеньевым

О ЖИЗНИ И УЧЕНЫХЪ ТРУДАХЪ К. И. АРСЕНЬЕВА. 71 Тамъ же. Монашеское чиносостояніе, столько гибельное для промышленности и на- родонаселенія государствъ южной Ев- ропы, не можетъ быть въ Роесіи поч- тено препятствіемъ для успѣховъ зем- ледельческой промышленности. Стр. 106. КрЕпостность земледЕльцевъ есть также великое препятствие для улуч- шены состоянія земледѣлія Стр. 106. Для поощренія къ большей деятель- ности и къ большему произведенію нѣтъ лучшаго, надежнѣйшаго средства, какъ совершенная, неограниченная ни- чемъ гражданская личная свобода, еди- ный истинный источникъ величія и со- вершенства всЕхъ родовъ промышлен- ности. Стр. 204. Народы бываютъ несчастны только по невѣжеству Въ самомъ дѣлѣ, государи съ боль- шею удобностію могутъ производить обширные свои планы къ достижение цели государства, управляя народами Какъ ни смягчилъ сію статью г. Ар- сеньевъ, но все, что онъ говорить о моиахахъ иностранныхъ, относится прямо и къ нашимъ. ВсЕ статьи о крѣпостныхъ людяхъ такъ возмутительны, что не требуютъ въ семъ отношенін никакихъ примЕча- ній. На нихъ можно сдѣлат-ь одно только общее о безсовестности или невеже- стве автора: во всей Европе и особливо въ Англіи и Франціи классъ хлЕбо- пашцевъ несчастнЕе и крЕпостнЕе на- шихъ. НевЕжество или безсовЕстность всЕхъ пишущнхъ у насъ въ смыслЕ Арсеньева состоитъ въ томъ, что они нашего хлебопашца сравниваютъ не съ поденщикомъ, а съ арендаторомъ (fermier), между тЕмъ какъ нашъ кре- стьянинъ есть то, что въ чужихъ краяхъ поденщикъ, самый несчастный чело- вЕкъ, какой существовать можетъ, не- имЕющій ни собственности, ни свободы, ибо изъ одной деревни въ другую перейти не можетъ безъ паспорта, а при малЕйшей винЕ выгоняется на большую дорогу и живетъ милостынею- Какъ сравнить положены сего чело- века съ крестьянами большей части помЕщиковъ, или съ богатыми оброч- ными поселянами? И такъ, вотъ чего хочетъ г. Арсеньевъ: неограниченной ничЕмъ гражданской свободы, т. е. революціи! Нельзя сего сказать о ПарижЕ при открытіи революціи. Если бы былъ народъ такъ просвЕ- щенный, то государю первому надобно бы отъ него бЕжать. Въ этомъ согла- сились уже и философы XVIII столЕтія.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1