Исторические бумаги, собранные К.И. Арсеньевым

72 П. ІІЕКАРСКАГО, образованными, способными постигать и изъяснять причины и слѣдствія сихъ плановъ. Стр. 205. Главнѣйшія средства къобразованію гражданъ суть: воспитаніе, религія и науки. Стр. 207. Образованіе всей массы народа есть главнѣйшая основа всего просвѣщенія. Оно идетъ конечно весьма медленно, ноза то, утвердившись одинъ разъ, про- должается гораздо долѣе, такъ что не- льзя уже остановить постояннаго его ходу. Стр. 208. Владѣтель земли можетъ ли надѣять- ся обнльныхъ плодовъ отъ обработанія полей своихъ, ежели они воздѣлыва- ются людьми, почти столько же без- смысленными, какъ и животныя, влача- щія плугъ? Стр. 209. Справедливо-ли препятствовать раз- витию Физическихъ и нравственныхъ способностей людей, которыхъ простой случай поставилъ на низшую степень въ обществѣ, нежели другихъ? Часть 2. Стр. 1. Только правленія деспотическія не имѣютъ коренныхъ законовъ, на кото- рыхъ утверждается цѣлость всякаго благоустроеннаго государства. Примѣчаніе: Славный Шлёцеръ въ сочиненіи сво- емъ: Historishe Untersucbung iiber Rus- slands Reichsgriindgesetze, утвержда- етъ, что въ Россіи только два корен- ныхъ закона, и оба служатъ опредѣле- ніемъ правъ монарха; первый, по его мнѣнію, есть то, что власть монарха неограниченна, а вторый, что престолъ Что разумѣется подъ воепитаніемъ, поставленнымъ независимо отъ релнгіи и наукъ, и какъ можно поставить въ печатной книгѣ религію средствомъ къ образованію? Здѣсь г. Арсеньевъ высказалъ свою тайну. Образованіе народа, имъ желае- мое, таково, что какъ скоро его допус- тятъ, то и унять уже не можно. Какъ назвать это иначе, какъ не революціею? И такъ, по словамъ г. Арсеньева, поч- тенный классъ нашихъ хлѣбопашцевъ, отцовъ тѣхъ воиновъ, которые взяли Парижъ, 18 милліоновъ почти также безсмысленны, какъ животныя влача- щія плугъ, т. е. быки или лошади. Не говоря уже о томъ, что сіе раз- витіе есть печать германской фидо - софіи , которая все развиваетъ, любо- пытно замѣтить, что по образу мыслей г. Арсеньева, не Богъ, а простой слу- чай учреждаетъ человѣческія обще- ства. Статья сія примѣчательна потому, что относится прямо къ намъ, ибо на той же страницѣ въ примѣчаніи гово- рится, что у насъ, по мнѣнію Шлёцера, два коренныхъ закона, ограждающіе власть монарха.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1