Педагогические мечты Екатерины Великой и Бецкого

— 2 — • женія — отвлеченность, созерцательность, а отсюда и голово- кружительная смѣлость мысли, не сдерживаемой въ своемъ по- летѣ никакими фактами, никакою дѣйствительностью. Презирая или ненавидя весь укладъ современной жизни, чедовѣческій разумъ ставить нредъ собою грандіозную задачу — пересо- здать все существующее, передѣлать учрежденія, обычаи, всѣ порядки жизни, измѣнить, перевоспитать всего человѣка, со всѣмъ его міровоззрѣніемъ. Въ основѣ иослѣдняго лежатъ извѣстныя истины религіи и нравственности. И вотъ, фило- софскій разумъ объявляетъ себя заклятымъ врагомъ церкви, христіанства и всякой положительной религіи вообще; отвер- гаетъ бьггіе Бога— міроправителя, безсмертіе души и загроб- ную жизнь. Въ области морали онъ выдвигаетъ подъ флан- гомъ свободы принципъ эгоистическаго произвола и насла- жденія; въ области политической и общественной жизни требуетъ также радикальныхъ реформъ. Таковъ знамени- тый вѣкъ свободнаго просвѣіценія, вѣкъ Вольтера, Руссо и энциклопедистовъ. Этотъ горячій потокъ философской мысли не могъ не коснуться, конечно, и такой важной области, какъ воспита- ніе. Разъ дѣло шло о пересозданіи человѣчества, то нельзя было оставить безъ вниманія естественный ключъ къ этому — отысканіе новыхъ путей восгіитанія молодыхъ поколѣній. Тѣ мертвыя, закостенѣлыя, схоластическія формы, въ какія уло- жилось это дѣло въ средніе вѣка, давно уже вызывали не- довольство и горячій протестъ со стороны передовыхъ лю- дей пытливой свободной мысли. Уже Бэконъ своимъ нризы- вомъ замѣнить мудрость Аристотеля изученіемъ живой дѣй- ствительной природы прокладывалъ дорогу принципу природо- сообразности и въ педагогической области. Его призывъ сразу нашелъ откликъ у энтузіаста педагогіи неудачника Вольфганга Ратке. Тотъ же принципъ затѣмъ широко раз- работалъ въ своей величественной „Didactica Magna“ и громадной серіи нобочныхъ иедагогическихъ руководствъ и

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1