Педагогические мечты Екатерины Великой и Бецкого

— 3 — трактатовъ славный славянинъ Янъ Амосъ Коменскій. Па- раллельно съ этимъ педагогически мъ движеніемъ шло дру- гое. Ъдкіе сарказмы по адресу современной школы эпику- рейца Монтэня и его требованіе отъ воспитанія здороваго физическаго роста питомца и свободнаго развитія въ немъ самостоятельной мысли и воли — были уже тѣми искрами, который нослѣ и именно во второй половинѣ ХѴДІ вѣка запылали такимъ эффектнымъ- огнемъ въ „Эмилѣ“ Рус- со. Но еще задолго до ноявленія „ Эмиля “, тѣ-же ,,Es- sais“ горячаго француза Монтэня повліяли на педагоги- ческія воззрѣнія великаго англійскаго мыслителя Локка. Популярность его знаменитой теоріи познанія сдѣлала то, что и простая, совсѣмъ не философская книжка его — „Мысли о воспитаніи", явившаяся уже въ глубокой старости автора, нашла столь же радушный пріемъ и разнесла либеральныя педагогическія идеи во всѣ культурный государства Европы, расчищая широкій путь идеямъ Руссо. Все это философское движеніе, могучею волною охва- тившее западъ, должно было отразиться и у насъ въ Россіи. Какъ только прорублено было знаменитое окно въ Европу, мы съ особеннымъ любопытствомъ стали смотрѣть въ него, стараясь не пропустить ничего, что только появлялось тамъ, за этимъ интереснымъ окномъ. Кстати сказать: много вре- мени прошло съ тѣхъ поръ, а наше отношеніе къ западу, пожалуй, и теперь все то же. Но тотъ періодъ, о которомъ говоримъ мы, ХѴІН вѣкъ, былъ временемъ особенно горячаго любопытства русскаго человѣка ко всему западному и рев- ностнѣйшаго слѣпого подражанія ему. Естественно, что ре- зультаты должны были скоро обнаружиться и притомъ въ формахъ иногда весьма интересныхъ. На одномъ изъ нихъ я и хочу остановиться. Разумѣю интереснѣйшій педагогиче- скій опытъ, предпринятый у насъ именно подъ этимъ влі- яніемъ западнымъ императрицею Екатериною II и И. И. Бец- кимъ. Прослѣдить происхожденіе его, проанализировать со- держаніе и установить значеніе — такова моя задача.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1