Педагогические мечты Екатерины Великой и Бецкого

— 4 Блестящая философія свободнаго просвѣщенія встрѣтила у насъ сочувствіе, можно сказать, необычайное, скоро до- стигнувъ самаго широкаго распространенія въ высшихъ кру- гахЧі русскаго общества. Всѣ сколько - нибудь выдаюіціяся философскія произведенія, появлявшіяся въ это время на западѣ, сейчасъ овладевали вниманіемъ и симпатіями русской интеллигенціи. Такое явленіе, единогласно отмѣчаемое историками, находитъ объяснёніе для себя прежде всего въ личности императрицы Екатерины П. Надѣленная живымъ, пытливымъ умомъ и прекрасно образованная, она не могла не увлекаться передовыми идеями запада. Со многими изъ философовъ она была лично знакома и поддерживала постоян- ную оживленную переписку съ ними. Вольтеръ, Дидро, Д’ Аламберъ, Локкъ, Руссо, Монтескье, Лагарнъ и другіе были хорошо извѣстны ей. Къ нѣкоторымъ изъ нихъ она часто обращалась съ важными вопросами, ища у нихъ руко- водяіцихъ указаній для своей широкой правительственной деятельности. Естественно, что примѣръ императрицы не могъ остаться безъ подражаній, и вотъ все, что было тогда образованнаго или хотѣвшаго казаться таковымъ, наброси- лось на западную философскую литературу, наполняя ею свои библіотеки и щеголяя другь предъ другомъ идеями самаго крайняго отрицательнаго направленія. Поставивъ девизомъ въ этомъ отношеніи полную свободу, которая есть „душа всего на свѣтѣ“, Екатерина съ гордостью заявляла, что сочиненія, запрещенныя даже на западѣ папой и Сорбонной, у насъ находятъ вездѣ широкій просторъ и достигаютъ даже Еибири. Но нужно ли доказывать, что расиространеніе это и усвоеніе передовыхъ идей запада у насъ въ Россіи могло имѣть лишь чисто внѣшній, поверхностный характеръ? То, что на западѣ, при всей кажущейся блестящей новизнѣ своей, являлось въ сущности результатомъ продолжительной работы ума многихъ иоколѣній и такимъ образомъ имѣло

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1