Педагогические мечты Екатерины Великой и Бецкого

Но среди передовыхъ идей запада, какъ мы видѣли, не послѣднее мѣсто въ это время занимала и идея новаго раціональнаго воспитанія. Ее поэтому также не могла не замѣтить Екатерина и не заинтересоваться ею. У Локка она читала, что девять десятыхъ людей тѣмъ, что они иредставляютъ собою — добрыхъ или злыхъ, полез- ныхъ или негодныхъ, обязаны воспитанію *). И это было со- вершенно понятно послѣ заявленія того же философа, что въ душѣ человѣческой нѣтъ никакихъ прирожденныхъ идей, и что всѣмъ содержаніемъ своего душевнаго міра человѣкъ обязанъ исключительно опыту 2 ). ІІри такомъ значеніи воспи- танія, весьма важно дать ему правильную постановку. Внро- чемъ, это и не такъ трудно, если только смотрѣть на дѣло просто. „Здоровый духъ въ здоровомъ тѣлѣ— вотъ краткое, но полное описаніе счастливаго состоянія въ здѣшнемъ мірѣ“, говоритъ Локкъ 3 ). Итакъ, нормальное воспитаніе должно стремиться къ тому, чтобы и тѣло и духъ питомца сдѣлать здоровыми. Нельзя развивать преимущественно одну сторону въ ущербъ другой. Нужно „руководить и тѣмъ и другимъ вмѣстѣ, какъ парою лошадей, запряженныхъ въ одну повоз- ку", острилъ Монтэнь, и горячо рекомендовалъ свою систе- му закаленія и тѣла и души питомца: „закалите его въ тру- дѣ, въ перенесеніи холода и вѣтра, солнца..., отучите его отъ изнѣженности въ одеждѣ и снѣ, ѣдѣ и гштьи, пріучите его ко всему; пусть онъ не будетъ красавчикомъ и щего- лемъ, но здоровымъ и крѣпкимъ мальчикомъ" 4 ). Вслѣдъ за ') Си. Мысли о восиитаніи Джона Локка. Пѳрѳводъ П. Вѳйнбѳрга. СПБ. 1890, стр. 5. *) Хотя послѣдоватѳльнѣе было бы со стороны Локка, при такомъ основ- номъ положении, признать одинаковую зависимость отъ воспитапія не девяти де- сятыхъ человѣчества, а всѣхъ десяти. ’) Мысли о воспитаніи, стр. !і. *) См. Мысли о воспитаніи и обученіи Ф. Рабле и М. Монтзня. Перев. В. Смирнова. М. 1896, стр. 89—90.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1