Педагогические мечты Екатерины Великой и Бецкого

нимъ Локкъ, во всеоружіи своихъ медицинскихъ познаній, пишетъ на атотъ счетъ уже цѣлую серію рецепговъ — о не слишкомъ тенлой и неузкой одеждѣ, о чистомъ воздухѣ, хо- лодной водѣ для ногъ, о простой здоровой пигдѣ, достаточ- номъ снѣ, жесткой постели и проч. 1 ). Такъ же просто и естественно должно быть поставлено и развитіе души питом- ца. Долой всю эту мертвую схоластическую, ни къ чему не нужную школьную науку, которая, вмѣсто того, чтобы „на- полнить" душу ученика дѣйствительно цѣнными знаніями, лишь „раздуваетъ“ ее чужими сужденіями и взглядами 2 ), которые „постоянно кричатъ ученику въ уши, какъ будто льютъ въ воронку" 3), и которые, усвояемые лишь памятью, не вліяютъ на разумъ и совѣсть 4 ). „Какъ растеиія погиба- ютъ отъ чрезмѣрной сырости, какъ лампы тухнутъ отъ пе- реполненія масломъ, такъ и мозгъ“ отъ такихъ знаній „те- ряетъ способность разсуждать. Эта тяжесть давитъ его и за- ставляет!, коснѣть" 5 ). Нужны не эти, нахватанныя у Сене- ки, Цицерона и другихъ, готовыя сентенціи и мнѣнія, а са- мостоятельная мысль, способность правильнаго сужденія 6). Но еіце важнѣе, по мнѣнію Локка, не менйе Монтэня недоволь- наго постановкою учебнаго дѣла и въ его время, воспитать сердце въ добродѣтели. „Я ставлю добродѣтель, говоритъ онъ, первымъ и наиболѣе существеннымъ изъ качествъ, которыми долженъ обладать человѣкъ..., положительно необходимым!, для того, чтобы онъ пользовался уваженіемъ и любовью другихъ и имѣлъ цѣну и значеніе въ собственныхъ глазахъ. Везъ нея, я думаю, онъ не будетъ счастливь ни въ этомъ, ни въ другомъ мірѣ“ 7 ). Итакъ, на первый планъ должна быть V Локкъ, Мысля о восиитаиіи, §§ 3—30, стр. 6—29. 2 ) Монтэиь, тамъ же, стр. 57 и 56. 8 ) Тамъ же, стр. 70. 4) Тамъ же, стр. 54. 5 ) Тамъ же, стр. 52. в ) Тамъ же, стр. 73. ’) Локкъ, Мысли о воспитаніи, стр. 153.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1