Педагогические мечты Екатерины Великой и Бецкого

— 8 — выдвинута нравственная область въ воспитаніи. Вѣрпымъ пе- дагогическимъ средствомъ въ ней можетъ служить не обыч- ный путь наказаній, которыя причиняють здѣсь лишь непо- правимый вредъ, подавляя душевныя силы и создавая „раб- скій характеръ", „слабоумное, жалкое существо" 1 ), а воз- дѣйствіе на чрезвычайно чуткое въ каждой дѣтской душѣ чувство чести и стыда путемъ похвалъ и норицаній. ва- женіе и неуваженіе суть самыя могущественный пружины для души" 2 ). Но самое важное значеніе въ этомъ отношеніи имѣютъ наглядные примѣры, предлагаемые и поясняемые дѣ- тямъ. „Добродѣтели и пороки нельзя никакими словами уяс- нить пониманію дѣтей въ такой степени, какъ это сдѣлаютъ поступки другихъ людей, если вы будете направлять, какъ должно, дѣтское наблюденіе и указывать имъ на ту или дру- гую хорошую или дурную сторону въ-поведеніи этихъ лицъ" 3 ). Наконецъ, нельзя оставить безъ вниманія и выработку „прі- ятной внѣшности и изящныхъ манеръ" 4 ), какому вопросу Локкъ посвятилъ не мало разсужденій въ своихъ „Мысляхъ". Такая, повидимому, простая и вмѣстѣ съ тѣмъ по тому вре- мени новая, либеральная постановка проблемъ воспитанія не мог- ла не заинтересовать Екатерину. Это тѣмъ естественнѣе, что вопросъ о воспитаніи, какъ средствѣ сдѣлать девять десятыхъ общества лучшими людьми и гражданами, пріоорѣталъ имен- но у насъ въ Россіи въ то время особенное жизненное зна- ченіе. Въ самомъ дѣлѣ, если на занадѣ вопросъ этотъ вы- двигала сама жизнь, недовольство ея формами и стремленіе передовыхъ умовъ передѣлать основы ея, то что сказать о русской жизни въ ту эпоху! Грубый, безпочвенный религиоз- ный скептицизмъ, насмѣшливое, кощунственное отношеніекъ ’) Таиъ же, стр. 42 — 44. ») Тамъ же, стр. 47. ’) Тамъ же, стр 82 — 83. Монтэиь, стр. 89.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1