Педагогические мечты Екатерины Великой и Бецкого

церкви и ея уставамъ, небывалая по своимъ размѣрамъ и формамъ распущенность нравственная, поражающая погоня за роскошью, отсутствіе всякаго пониманія гражданскаго долга, плохо прикрытая внѣшнимъ лоскомъ грубость семейныхъ и общественных^ отношеній — вотъ характерный черты русска- го общества въ высшихъ, „культурныхъ“ слояхъ его. Что касается низшихъ классовъ, то здѣсь по всѣмъ направлені- ямъ еще царили невѣжество, тупость и дикая грубость. Не видѣть всего этого и не понимать нельзя было не только умной и наблюдательной имнератрйцѣ, но и всѣмъ, кто спо- собенъ былъ глубоко и честно взглянуть на вещи. Итакъ, подъ вліяніемъ, съ одной стороны, такой крайне непригляд- ной дѣйствитепьности, съ другой — ицеальныхъ педагогиче- скихъ стремленій западныхъ мыслителей и особенно Локка, котораго она знала, по словамъ Сумарокова, наизусть, им- ператрица и рѣшила испробовать силу воспитанія на ирак- тикѣ у себя въ Россіи: нутемъ новаго идеальнаго восиитанія создать новое прекрасное поколѣніе. Впрочемъ, въ этомъ стремленіи своемъ она не была одинока. Можетъ быть, да- же иниціатива въ этомъ отношеніи принадлежала не ей са- мой, а тому гуманнейшему идеалисту, который въ эту мечту, можно сказать, вложилъ всю свою душу. Разумѣю Ивана Ивановича Вецкаго. Богато надѣленный отъ природы силами ума и сердца, прекрасно воспитанный и образованный, очень много путе- шествовавшій и наблюдавшій бытъ и нравы въ различныхъ государствахъ западной Европы, человѣкъ широкихъ филан- тропическихъ стремленій, высокаго изящнаго вкуса и мягкой любящей души, И. И. Вецкій по воцареніи Екатерины сразу занялъ возлѣ нея самое близкое мѣсто. На него указывала своей дочери принцесса Ангальтъ-Цербская, какъ на человѣ- ка выдающихся душевныхъ качествъ; скоро императрица имѣла возможность и сама вполнѣ убѣдиться въ этомъ. При- близивъ къ себѣ Вецкаго въ качествѣ домашняго чтеца, Ека-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1