Педагогические мечты Екатерины Великой и Бецкого

— 10 — терина вмѣстѣ съ нимъ увлекалась всѣмъ, что появлялось новаго и иетереснаго въ философской литературѣ запада; прочитанное подвергалось совмѣстному же обсужденію, а это давало возможность Бецкому выказать предъ императрицей свой умъ, свои познанія, а главное — свои взгляды и идеаль- ныя филантропическія стремленія. Понявъ и оцѣнивъ послѣд- нія, Екатерина скоро отгадала ту область, въ которой они могли бы найти практическое осуществленіе для себя. Чтеніе и обсужденіе сочиненій, между прочимъ, на недагогическія темы естественно выдвигали вонросъ о постановкѣ обіцествен- наго воспитанія у насъ въ Россіи, о необходимости корен- ныхъ реформъ въ немъ; и вотъ здѣсь то, среди горячихъ идеальныхъ стремленій къ насажденію возможно большаго счастія въ Россіи, стремленій, которыми одинаково были про- никнуты и молодая императрица и уже почти старикъ, но съ душею юноши, Бецкій, и возникъ грандіозный государ- ственный планъ, похожій на поэтическую мечту: создать пу- темъ воспитанія „новое норожденіе“ — новыхъ идеальныхъ людей въ Россіи. Принципы и руководящія идеи, выработанные совмѣстно съ императрицею, Вецкій, по ея поручепію, изложилъ въ своемъ „Генерадьномъ учрежденіи о воспитаніи обоего пола юношества“, которое 12 марта 1764 года, утвержденное Екатериною, получило силу закона. Частнѣйшее раскрытіе и практическое примѣненіе эти основныя педагогическія поло- женія нашли въ цѣломъ рядѣ „плановъ", „уставовъ “ и „учрежденій", скоро представленныхъ Бецкимъ государынѣ и также одобренныхъ и утвержденныхъ ею. Такъ, еще въ 1763 г. 10 іюня имъ былъ представленъ и тогда же кон- фирмованъ „Генеральной планъ восиитатедьнаго дому для приносныхъ дѣтей и гошпиталя для бѣдныхъ роцидьницъ въ Москвѣ" '), въ 1764 г. — „Уставъ воспитанія благородныхъ ') Вмѣстѣ съ Вецкииъ иадъ составлѳніеиъ этого „Плана" работалъ также интерѳсовавшійся вопросами совремѳнкаго воспитанія профессоръ Московскаго университета Барсовъ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1