Педагогические мечты Екатерины Великой и Бецкого

— 12 — Какін же идеи были положены въ основу этой педа- гогіи? „Одинъ только украшенный или просвѣщенный на- уками разумъ , писалъ Вецкій, не дѣлаетъ еще добраго и пря- мого гражданина: но во многихъ случаяхъ паче во вредъ бываетъ, есть ли кто on, самыхъ нѣжныхъ юности своей лѣтъ воспитанъ не въ добродітеляхъ, и твердо оныя въ сердце его не вкоренены". Доказательства тому на лицо. Со времени Петра Великаго в'ь Россіи не мало было потрачено средствъ на дѣло образованія: были основаны школы; посыла- лось россійское юношество для обученія и за границу. Однако ничего добраго отъ этого не получилось. Почему? не по недостатку въ русскомъ народѣ способностей „ къ наукамъ и художествамъ" , а потому, что взяты были „непрямые пути" къ цѣли; именно — оставлено было въ пренебреженіи, при образованіи ума науками, воспитаніе сердца въ добро- дѣтеляхъ. „Посему ясно, что корень всему злу и добру воспитаніе 1 )“. При такомъ значеніи воспитанія, именно его, а не обра- зованіе и нужно насадить въ Россіи. Но какъ, какими пу- тями и средствами? Есть одно средство для этого: „про- извести сперва способомъ воспитанія , такъ сказать, новую породу , или новъгхъ отцовъ и ліатерей , которые переда- дутъ тѣ же добрыя начала своимъ дѣтямъ, эти — своимъ, и такъ изъ родовъ въ роды, въ будущіе вѣки" 2 ). Заботу объ этомъ должно взять на себя государство, а не общество — эго „старое порожденіе", совершенно неспо- собное къ такому дѣлу. Мало того: общественная и даже семейная среда, какъ совершенно несостоятельная въ нрав- ственномъ отношеніи, нравственно больная, разлагающаяся, *) Генеральное учреждѳніе о воспитаніи обоего пола юношества. Собр. учрежд. и цредпис., т. I, стр. 3—5. 2 ) Тамъ же, стр. 5. Сравн. стр. 89 — 90.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1