Педагогические мечты Екатерины Великой и Бецкого

13 - должна быть совершенно устранена при воспитаніи идеаль- ной „новой породы", какъ безусловно вредная для него. По- этому цѣль можетъ быть достигнута только въ особыхъ го- сударственныхъ „воспитательныхъ училищахъ", созданныхъ на началахъ строжайшаго интерната, полнаго изолированія питомцевъ отъ всѣхъ вліяній семьи и общества, „такъ что и самые ближніе сродники, хотя и могутъ ихъ видѣть въ назначенные дни, но не инако, какъ въ самомъ училищѣ и то въ присутствіи ихъ начальниковъ ] )“. Наконецъ, такъ какъ „начинаетъ дитя приходить въ познаніе изъ невѣдѣнія" въ очень раннемъ возраст ѣ, по прошествіи котораго уже нельзя исправить въ немъ „худой нравъ“, то именно въ этомъ возрастѣ, когда душа ребенка отличается еще чистотою, и нужно номѣстить дѣтей въ „во- спитальныя училища", — „отнюдь не старѣе какъ по пятому и по шестому году". Съ этого возраста они должны оста- ваться здѣсь безвыходно до 18 — 20 лѣтъ 2 ). Итакъ, созданіе новой идеальной породы русскихъ лю- дей въ особыхъ для этой цѣли приспособленныхъ искусствен- ныхъ лабораторіяхъ — въ совершенно изолированныхъ отъ всѣхъ общественныхъ вліяній государственныхъ интернатахъ, въ которыхъ должны быть заключены безвыходно будуіціе идеальные люди отъ пятилѣтняго до двадцатилѣтняго возра- ста, — такова основная идея педагоги ческихъ предпріятій Екатерины и Вецкаго 3 ). Для осуществленія ея очень скоро *) Тамъ же, стр. 6. „Ибо неоспоримо, что частое съ людьми безъ раз- бору обхожденіѳ внѣ и внутри онаго весьма вредитѳльно, а наипаче во время воспвтанія такого юношества, которое долженствуѳтъ непрестанно взирать на подаваемые примѣры и образцы добродѣтелей". ’) Тамъ же. 8) Имѣдась при этомъ въ виду, между прочимъ, еще и такая цѣль: пу- темъ такого воспитанія и нѣкоторыхъ правъ, соѳдинѳнныхъ съ нимъ для дѣтѳй нѳдворянскаго происхожденія, положить начало у насъ тому третьему или сред- нему сословію, которое на западѣ давно уже достигло развитія и процвѣтанія

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1