Педагогические мечты Екатерины Великой и Бецкого

гами и лежали въ основѣ всей этой интересной государ- ственно - воспитательной дѣятельности ихъ? Прежде чѣмъ отвѣтить на этотъ вопросъ, заглянемъ въ самую педагогическую систему ихъ, чтобы уяснить себѣ— во-первыхъ, къ чему именно направлялась она, т. е. въ какихъ чертахъ представлялась Екатеринѣ и Бецкому та идеальная „новая порода", создать которую они стремились, и во-вторыхъ, какими педагогическими средствами разечи- тывали они достичь своей цѣли. р „Ваше Императорское Величество хощете, писалъ Бецкій въ докладѣ Екатеринѣ при своемъ „Генеральномъ планѣ“, чтобъ съ изящнымъ разумомъ изящнѣйшее еще соединялося сердце; ибо качество разума не занимаетъ первой степени въ достоинствахъ человѣческихъ, украшаетъ оныя, а не состав- ляетъ“ 1 ). Эти двѣ стороны въ душѣ питомцевъ, по мысли госу- дарственной педагогіи, должны быть такъ воспитаны, чтобы въ результатѣ получились добрые христіане и полезные граждане: „составить въ нихъ разумъ и сердце такъ, чтобъ они не только сами себѣ полезны, но и добрыми христианами и вѣрными гражданами были" 2 ). Частнѣе этотъ идеадъ опредѣ- ляется такими чертами: „первое прилагать должно стараніе, чтобъ вселять въ юношество страхъ Божій, утверждать сердце въ похвальныхъ склонностяхъ..., возбуждать въ нихъ охоту къ трудолюбію..., научать пристойному въ дѣлахъ ихъ и разговорахъ поведенію, учтивости, благопристойности, соболѣзнованію о бѣдныхъ, несчастныхъ, обучать домострои- тельству во всѣхъ онаго иодробностяхъ..., вкоренять въ нихъ склонности къ опрятности и чистотѣ...; однимъ словомъ всѣмъ тѣмъ добродѣтелямъ и качествамъ которыми въ 1) Генеральная плана Московская воспитательная для приносных* мла- дѳнцввъ дома, часть П, стр. 159. 2 ) Гѳнѳр. плана, ч. Ill, гд. ХП, стр. 267.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1