Педагогические мечты Екатерины Великой и Бецкого

— 17 — свое время могутъ они быть прямыми гражданами, полезными общества членами и служить оному украшеніемъ “ 1 ). Въ числѣ непремѣнныхъ условій для этого ставится также физи- ческое здоровье, крѣпость тѣла, а равно и веселость духа. Поэтому рекомендуется въ воспитательныхъ домахъ наблю- дать за всѣмъ, „что къ жизни, цѣлости здравія и крѣпости сложенія служить можетъ", а для воспитанія бодраго весе- лаго характера практиковать „всякія невинным забавы и игры“ и удалять „все то, что токмо скукою, задумчивостію и прискорбіемъ назваться можетъ“. Пожалуй, въ тѣхъ же цѣляхъ, во всякомъ случаѣ въ полномъ согласіи съ ними предписывается широкая свобода въ области обученія „на- укамъ и художествамъ": воспитанниковъ въ этомъ отношеніи нужно предоставить всецѣло ихъ личнымъ расположеніямъ, выбору и охотѣ, „ибо давно доказано, что не предъуспѣетъ онъ ни въ чемъ томъ, чему будетъ прилежать но неволѣ, а не по своему желанно" 2 ). Въ этомъ идеалѣ, создавшемся подъ несомнѣннымъ влія- ніемъ западнымъ, и именно Моитэня и Локка, какъ видимъ, ярко выступаетъ на первый планъ моральная сторона, сравнительно съ которою область ума, сфера интеллек- туальная представляется обрисованною слабо, какъ бы остаю- щеюся въ тѣни. Даже вопросу о физической крѣпости по- священо больше вниманія, нежели ей. На основаніи этой программы трудно сказать, въ чемъ же именно долженъ былъ выражаться тотъ „изящный разумъ", который ставится въ числѣ desiderata этой педагогики. Можно подумать даже, что достоинства его опредѣлялись лишь „пристойнымъ въ дѣлахъ и разговорахъ поведеніемъ, учтивостью и благопри- стойностью". Во всякомъ случай, нравственный идеалъ. 1 ) Генеральное учреждение о воспитакіи, стр. 7—8. 2) Тамъ же, стр. 9. * , * •. • I. * -

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1