Педагогические мечты Екатерины Великой и Бецкого

— 18 — начертанный Бецкимъ и Екатериною, по своей высотѣ за- служиваем полнаго уваженія. Стремясь видѣть въ Россіи „прямыхъ граэкданъ 11 , полезныхъ членовъ общества, педагоги наши необходимым!, условіемъ для этого считаютъ воспита- ніе хорошихъ честныхъ людей. Весьма характерными въ этомъ отношеніи представляются слова Бецкаго въ публич- ной рѣчи его, читанной 14 января 1769 года въ Академіи Художествъ. Здѣсь онъ говоритъ, что императрица велико- душіемъ своимъ и щедротами насаждаем „воспитаніе столь отмѣннное, которое ...составляем людей въ обществѣ отлич- ныхъ, согражданъ почтенныхъ, поддан ныхъ Государю вѣрныхъ и сыновъ Отечества полезныхъ"... Отрадно видѣть плоды этого воспитанія; но первый между ними — -это стремленіе „быть честнымъ челотъкомъ. До сего то драгоцѣннаго дара, до сего то предмета стремиться должно, безъ чего всѣ прочія гіріобрѣтенія, какого бы званія ни были, суетны и безполезны" г ). Такимъ образомъ, ставя идеаломъ образованіе полезныхъ сыновъ отечеству и слугъ государю, — что было совершенно естественно для педагогіи государственной, — Екатерина и Вецкій въ основѣ своего идеала нолагаютъ высокія черты общечеловѣческія 2 ). Но какими же средствами этом высокій идеалъ рѣшено было осуществить? Слѣдуя Монтэню и Локку, видвинувшимъ значеніе физи- ческаго воспитанія не только самого по себѣ, но и въ цѣляхъ правильнаго развитія души питомца, Вецкій отводим ему *) См. Матѳрьялы для біографіи И. И. Бецкаго. Журиалъ М. Н. Пр. 1853 г. Ч. ЬХХѴП, стр. 23. 2 ) „Къ чему бы и съ какою быстротой онъ (воспитанникъ) ни былъ про- изведен^ писалъ Бѳцкій, художникъ ли, ученый ли, или что-нибудь другое, не имѣя души возвышенной блаюнравіемъ , рождающимъ благородный мысли и чув- ствованія, никогда въ своемъ искусствѣ не можетъ дойти до превосходства от- личныхъ людей; а есть ли вакимъ чудѳснымъ образомъ и достигнѳтъ, что въ та,- лантахъ, когда человѣка нѣтъ“. Предварит, объясн., стр. ХѴГІ— ХѴШ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1