Педагогические мечты Екатерины Великой и Бецкого

— 19 широкое мѣсто и въ своей системѣ А ). Глубоко заинтересо- ванный этою стороною дѣла, онъ, какъ самъ выражается, „выбираетъ изъ лучшихъ авторовъ", но главнымъ образомъ у Локка, указанія, который считаегъ полезными для пра- вильной постановки физическаго воспитанія и, доиолнивъ ихъ совѣтами доктора Саншеса, создаетъ свое спеціальное руко- водство по этому предмету. Такъ появилось въ своемъ родѣ знаменитое у насъ „Краткое наставленіе, выбранное изъ лучшихъ авторовъ, съ нѣкототыми физическими примѣчаніями о воспитаніи дѣтей отъ рожденія ихъ до юношества", разосланное въ 1766 году по указу императрицы, съ цѣлыо популяризовать его, по всѣмъ городамъ Россіи. Имѣя въ виду воспитательные дома для самыхъ маленькихъ „при- носныхъ“ дѣтей, Бецкій ставитъ программу „физическихъ нримѣчаній“ очень широко, включая въ нее и возрастъ до пяти лѣтъ, при чемъ раздѣляетъ его на два періода — до и послѣ отнятія отъ груди. Съ 5 — 6 лѣтъ до 10 — 12 — опре- дѣляется у него третій періодъ, и наконецъ до 15—16 лѣтъ четвертый. Изъ 120 совѣтовъ и наставленій, то краткихъ, то болѣе пространныхь, иодробнѣе анализирующихъ извѣст- ный вонросъ, такіе вопросы, какъ о пищѣ, одеждѣ, воздухѣ, снѣ, движеніяхъ являются общими для всѣхъ четырехъ періо- довъ. Въ добавденіе къ нимъ даются указанія, вызываемый уже спеціальными потребностями того или другого возраста. Кромѣ того, въ программу вводятся и такіе вопросы, какъ о спокойствіи духа, ученіи, наказаніи, страстяхъ, четырехъ темпераментахъ и нѣкоторые другіе, которымъ, казалось бы, ') Значѳніе правильна™ физическаго развитія оиъ понимаѳтъ такъ же широко, какъ Моитэнь и Локкъ. „Испытано уже, пишетъ онъ, чѣиъ крѣпчѳ и сидьнѣе тѣло, тѣмъ болыпій успѣхъ въ правоученіи и въ паставленгяхъ . Стра- сти дуиіевпыя никогда такъ сильно дѣиствовать не будутъ-, слѣдовательно, чѣмъ больше удается дѣлать питомцевъ здоровыми, тѣмъ удобиѣе истинная произой- дет! польза". Гѳнер. планъ, ч. Ш, гл. ХП, стр. 268—269.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1