Педагогические мечты Екатерины Великой и Бецкого

— 20 — мѣсто должно быть въ системѣ нравственнаго или интеллек- туальна™ воспитанія. Но авторъ разсматриваетъ ихъ съ точки зрѣнія именно физическаго воснитанія, поскольку пра- вильное рѣшеніе ихъ должно стоять въ связи съ вопросами правильна™ физическаго развитія питомца. Поэтому такая постановка „физическихъ примѣчаній" является весьма инте- ресною и заслуживаетъ вниманія. Что касаетсгі общаго ха- рактера всѣхъ правилъ и наставленій этого трактата Вецкаго о физическомъ воспитаніи, то онъ ясно выражается въ томъ же принципѣ простоты, близости къ природѣ и закаленія, ко- торый лежитъ въ основѣ аналогичныхъ наставленій Монтэня и Локка. „Не худо, говоритъ Бецкій, предъуготовлять помалу дѣтей ко всѣмъ чрезвычайнымъ случаямъ, дабы они все сносить могли, когда нужда ни потребуетъ..., и иному бы правилу не слѣдовали, какъ только тому, чтобы не имѣть никакого правила. Тотъ можетъ все сносить, кто ко всему пріученъ. Дѣтямъ должно привыкать къ иеремѣнамъ, не дѣлая натурѣ принужденія. Она со временемъ на все преклонится. Симъ снособомъ нечувствительно привыкнутъ къ трудамъ, побѣдятъ, наконецъ, все, къ чему они имѣли прежде отвра- щеніе, будутъ въ состояніи, когда нужда не востребуетъ, сносить голодъ, жажду, жаръ и стужу" х )... Не то же ли это самое, что говоритъ, какъ мы уже знаемъ, Монтэнь и что лежитъ въ основѣ всѣхъ частныхъ предписаній каса- тельно физическаго воснитанія у Локка? На Локка, впрочемъ, часто прямо и ссылается Бецкій. Это одна сторона въ педагогической системѣ Бецкаго. Въ самой тѣсной связи съ нею стоитъ другая — воспитаніе физико-моральное. Безъ моральна™ элемента, по его мнѣ- нію, само по себѣ физическое воспитаніе даже не заслужи- ваетъ еще и названія воспитанія: „безъ моральна™ оноебу- ’J См. Краткое наставленіе сь фазич. првм., пр. 106, стр. 41.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1