Педагогические мечты Екатерины Великой и Бецкого

— 21 цетъ только иитаніе или вскормленіе, а не воспитаніе“ '). Центромъ всѣхъ педагогическихъ воздѣйствій должна служить моральная область, сердце питомца. Поэтому моральное вос- иитаніе — главная часть въ педагогической системѣ Бецкаго. Но какъ бы посредствуюіцимъ звеномъ между нимъ и воспи- таніемъ физическимъ служитъ воспитательное вліяніе на ту же нравственную область непрямымъ, посредственнымъ пу- темъ и именно — путемъ нріученія питомца къ физическому труду. „Прежде нежели дойдемъ до объясненія одной душев- ной морали, писалъ Бецкій, надлежитъ сказать, что съ оною физика должна быть тѣсно связана и одна другой помогать* 2). Здоровье — результагъ правильнаго физическаго воспитанія — само по себѣ еще не представляетъ большой цѣнности: при лѣности и бездѣйствіи оно не спасаетъ человѣка ни отъ ка- кихъ пороковъ. Итакъ, чтобы предупредить самую возмож- ность появленія и развитія этихъ всегдашнихъ спутниковъ праздности, нужно не допустить саму праздность, а для это- го съ дѣтства пріучитыіитомца къ труду: „къ мастерствамъ, къ рукодѣліямъ", а также „ко всѣмъ домашнимъ и хозяй- ственнымъ... работамъ*, независимо отъ обіцественнаго по- ложенія ихъ, потому что будущее неизвѣстно, и каждый человѣкъ долженъ быть готовъ ко всему. При атомъ нужно поставить дѣло такъ, чтобы такія работы доставляли дѣтямъ удовольствіе („ибо все то отвратительно, что отягощаетъ“) и были распланированы соотвѣтственно возрасту, силамъ и способностямъ дѣтей 3 ). Мало того, нужно чѣмъ-нибудь на- полнить и время, свободное отъ занятій, чтобы и тогда не давать дѣтямъ скучать и пребывать въ бездѣйствіи. Для этой цѣли дожны служить игры, который нужно предоставлять полной свободѣ дѣтей. Бецкій прекрасно понималъ важное пе- 1 ) См. „Предварительное объясненіе“ въ Собр. учрежд. и прѳдп., стр. ѴШ. 2 ) Тамъ же. 3 ) Тамъ же, стр. IX.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1