Педагогические мечты Екатерины Великой и Бецкого

— 22 дагогическое значеніе игръ, какъ средства развитія въ пи- том цахъ чувства дружбы, а также ловкости, проворства и вмѣстѣ съ тѣмъ дающаго возможность воспитателю проник- нуть въ индивидуальный міръ дѣтей, понять характерный особенности каждаго изъ нихъ 1 ). „Третья часть воспитанія есть чистая мораль или нравоученіе и , говоритъ Вецкій и дальше выясняетъ, какъ онъ понимаетъ эту главнѣйшую, центральную часть своей педагогической системы. Это не „школьная мораль", не за- ученным моральныя сентенціи, которым, хорошо усвоя- емый памятью, нисколько не вліяютъ въ то же время на поступки. Нѣтъ, это прямое воздѣйствіе на сердце питом- цевъ, а не чрезъ посредство ихъ разума, ибо „не все то до сердца доходитъ, что разумъ понимаетъ" 2 ). Путь же къ этому сердцу прямой и вѣрный такой. Дѣтской душѣ свойственна та особая чуткость, нѣжность, вслѣдствіе кото- рой въ ней легко напечатлѣвается все — и доброе и дурное, что только окружаетъ ее и приходить съ нею въ близкое соприкосновеніе. Поэтому самое вѣрное нравственно-воспита- тельное средство, это — соотвѣтствующая моральная среда, жи- вые образцы высокихъ нравственныхъ качествъ, окружающіе питомца. Итакъ, должно „во-первыхъ, удалять отъ слуха и зрѣнія воспитанниковъ все то, что хотя тѣнь порока имѣетъ. ...Во-вторыхъ, какъ еще мало не знать порочнаго, а надле- житъ быть добродѣтельнымъ, полезнымъ и угоднымъ обще- ству; и какъ въ гибкихъ и чувствительныхъ сердцахъ юно- шества всякое дѣйствіе видимое сильно вгіечатлѣвается; то надлежитъ въ дѣтей обоего пола вкоренять живыми ихъ вос- питателей и смотрителей примѣрами ...все то, что нужно для благонравія"... Вотъ въ этомъ — въ созданіи такой чи- ’) „О чѳмъ знать необходимо воспитателями, дабы прѳдиидѣть, къ чему кого употребить должно". Тамъ же, стр. ХП. 2 ) Тамъ же, стр. ХП—ХШ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1