Педагогические мечты Екатерины Великой и Бецкого

— 2В — стой огъ всего дурного и полной всего прекраснаго. воспи- тательной среды — и заключается „самое труднѣйшее и важ- нѣйшее дѣло для составленія истиннаго благонравія; ибобезъ сего всѣ наставленія никуда не годятся" 1 )... „Все, принад- лежащее къ воспитанно, должно имъ пріобрѣтать слухомъ и зрЫівмъ, то есть подражая добры мъ примѣрамъ , которые бы имъ иобудительны были и привлекали ихъ къ себѣ каж- дый день и каждую минуту. Сіе подѣйствуетъ больше всѣхъ предписаній, и больше всѣхъ правилъ и увѣщаній",.. Такимъ путемъ „въ дѣтяхъ заблаговременно вкоренится на вѣки при- вычка къ добрымъ дѣламъ, такъ-же, какъ обыкновенно при- выкаютъ говорить на своемъ языкѣ“ 2 ). Здѣсь невольно вспо- минаются слова англійскаго фидософа-педагога, у котораго учился Вецкій и которому въ данномъ мѣстѣ своей системы слѣдовалч» слѣпо. „Изъ всѣхъ способовъ, которыми слѣдуетъ учить дѣтей и исправлять надлежащимъ образомъ ихъ пове- дете, писалъ Локкъ, самый простой, легкій и наиболѣе дѣй- ствительный — ставить предч, ихъ глазами прилтры того, что, но вашему мнѣнію, они должны дѣлать или чего надо имъ избѣгать; если на эти примѣры обращать ихъ вниманіе..., то это будетъ склонять къ подражанію... или отвращенію отъ нихъ го- раздо дѣйствительнѣе, чѣмъ всякія... по этому поводу рѣчи“ 3). Разница въ воззрѣиіяхъ обоихч, лишь та, что Вецкій, еще болѣе чѣмъ Локкъ возвышая значеніе этого педагогическаго ’) Тамъ же, стр. ХШ— XIV. Эго „благонравіе“ опредѣляетсл здѣсь та- Бимп чертами: „чувствительность благодарности..., почтеніѳ къ начальникамъ; дружѳлюбіе, откровенность, благопріятность къ равнымъ-, снисхождѳніе и чѳло- віколюбіе къ мѳньшимъ; бережливость, опрятность, чистота, угодливость, учти- вость, тѳрпѣшѳ, трудолюбіѳ и прочія добродѣтѳли, которая въ жизни столько же необходимы, какъ и сама жизнь, и бѳзъ чего никто не достоинъ носить имяни человѣка“. J ) Гонерал. планъ, ч. Ш, гл. ѴШ, стр. 234. См. еще стр. 163, 200, 269 -270. ъ ) Мысли о восиитаніи, § 22, стр. 82.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1