Педагогические мечты Екатерины Великой и Бецкого

— 24 — средства, въ то же время, въ противоположность своему учи- телю, считаетъ его не только не „легкимъ", какъ говорить Локкъ, а напротивъ „самымъ труднымъ". И онъ, конечно, совершенно правъ въ томъ отношеніи, что создать такое средство несравненно труднѣе, чѣмъ написать любую програм- му нравственныхъ правилъ съ наказаніями и наградами въ подкрѣпленіе къ пимъ. Для этого нужно, чтобы всѣ лица, приставленный къ дѣтямъ въ роли воспитателей, въ своихъ качествахъ и во всемъ поведеніи своемъ дѣйствительно могли служить лишь положительными нравственными образцами. „Словомъ, буде начальники сего дома хотятъ, говорить Бец- кій, чтобы дѣти научилися добродѣтели, должно имъ прежде всего учителей и приставниковъ учинить добродЬтелъ- ными и примѣра достойными" 1 )... „Когда хорошихъ при- ставниковъ не будетъ, то и добраго восиитанія въ дѣйствіе произвести мы не въ состояніи. При таковомъ недостаткѣ всѣ старанія наши безплодны, и все иждивеніе потеряно" 2 ). Но найти такихъ воспитателей задача далеко не легкая: „вся трудность состоитъ въ умѣніи выбрать воспитателей, наставниковъ и наблюдать, чтобъ оные не отвращадися ни на минуту отъ правилъ физическихъ и моральныхъ“... 3 ). Такимъ образомъ Бецкій прекрасно понималъ вмѣстѣ съ зна- ченіемъ и всю трудность этой стороны дѣла и потому по- дробно остановился на вопросѣ о воспитателяхъ, ихъ каче- ствахъ и отношеніяхъ ихъ къ дѣтямъ. Такъ, высокими идеальными чертами долженъ обладать, прежде всего, тотъ, кому ввѣряегся интерната, кто управ- ляетъ здѣсь всѣмъ и отвѣтственъ за. все „какъ отецъ въ ') Генѳр планъ, ч. Ш, гл. VIII, стр. 231. г ) Тамъ же, ч. П, гл. Ш, стр. 183. 3 ) Предварит, объясиеніѳ, стр. XX ѴШ Си. еще Гѳаер. пл. ч. П, гл. I, стр. 163: „мы должны сколько возможно стараться, чтобы не ошибиться въ вы- бор! приставниковъ , учителей и самыхъ служителей сего доиа, но такихъ бы избирать людей, кои къ званіш сему способны".

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1