Педагогические мечты Екатерины Великой и Бецкого

25 — домѣ" >); это— „главный надзиратель". Онъ „долженъ быть мужъ богобоязливый, честный и трудолюбивый"..., человѣкъ безъ предразсудковъ и своенравія, исполненный любви правды. Ученость отъ него не требуется, какъ и знатность происхо- жденія; но „иотребенъ человѣкъ разумъ имѣющій, здравыя и достаточныя силы разсудка, сердце непорочное, мысли вольныя, нравъ къ раболѣпству непреклонный и не такое великодушіе, которое въ гордость и высокоуміе превращается; говорить долженъ, какъ думаетъ, а дѣлать, какъ говоритъ; отъ неправды и притворства при всякомъ случаѣ убѣгать, какъ отъ самыхъ мерскихъ дѣлъ". Въ отношеніи къ под- чиненнымъ онъ долженъ съ любовью и полною справедливо- стью, чуждою всякаго лицепріятія и ненависти, соединять умѣнье вліять главнымъ образомъ собственнымъ примѣромъ на исполненіе каждымъ изъ нихъ своихъ обязанностей. При такихъ высокихъ душевныхъ качествахъ и административ- ныхъ способностяхъ, онъ долженъ обладать, конечно, тѣми знаніями, какія отъ него, по его ноложенію, особенно тре- буются: онъ долженъ быть „къ воспитанію дѣтей искусный, тако жъ знаюгцій силу въ нужнѣйшихъ мастерствахъ, руко- дѣліяхъ и домостроительствѣ" 2 ). 1 ) Тамъ асе, стр. 188. *) Тамъ же, ч. I, гл. I и ч. П, гл. Щ, стр. 101, 185—186. Въ „Пред- варит. объясненіи 11 мы читаѳмъ: „иотребенъ здравый смыслъ, чувствительная со- вѣсть, душа прямая и въ честности твердая, воспламеняемая истиннымъ усѳр- діѳмъ, коего не могли бы никогда потушить никакіѳ частные виды и никакое лицепріяііѳ. Паче всего священное имя отцѳвъ имъ торжественно данное... должны они поддерживать 1*... Стр. XXXI— ХХХП. Такими же, въ общемъ, чертами изо- бражаете Бѳцвій „главный, надъ воспитательными училищами Директоров!, и Правителей “ и въ своѳмъ „Генѳральномъ учрѳждѳніи“. См. стр. 9—10. На- чертивъ идеалъ начальника „толь совершенваго, какого только рѣдко сыскать можно 11 , Бецкій рекомендуете, если бы такой нашелся, „стараться удержать при Домѣ во всю его жизнь“, для чего обставить его всѣми возможными сред- ствами для облѳгченія его труднаго дѣла. Тамъ же, стр. 187.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1