Педагогические мечты Екатерины Великой и Бецкого

— 28 — атотъ важный вопросъ, однако достаточно намѣчающія глав- ную мысль педагога о первой важности нравственной сто- роны въ воепитателѣ, — Вецкій старается подробнѣе обрисо- вать и всю ту среду, ту атмосферу, которая, окружая сво- ими вліяніями нѣжную душу ребенка, является самымъ могуіцественнымъ „прямымъ“ воснитательнымъ средствомъ. Помысли Бецкаго, это должна быть идеальная среда любви, ласки, свободы и радости. „Неминуемо требуется, пишетъ онъ, чтобы дѣти обо- его пола почитали и любили своихь наставниковъ и настав- ницъ не ипако, какъ совершенныхъ отдовъ и матерей. По тому жч> требуется и отъ нихъ взаимно, дабы съ искрен-. ностію и усердіемъ соотвѣтствовали имъ“ ] )... Итакъ, здѣсь должны водвориться между воспитателями и питомцами иде- альным отношенія семейпыя. Воспитатели, эти отцы и матери, находятся при дѣтяхъ неотлучно. Слуху и зрѣнію послѣд- нихъ они постоянно представляютъ наглядные примѣры „добродѣтели, кротости, снисхожденія и любви" 2 ). „Не упу- ская никогда способнаго случая, они стараются наставлять ихъ въ праводушіи и честности: внимать всѣ разговоры и поступки ихъ, и во время ссоры между ними, изъяснять, сколь мерзки и нетерпимы пороки, злость и несправедли- вость: наипаче вкоренить въ нихъ привычку повиноваться и быть въ трудахъ" 3 )... Они же учатъ ихъ полной „учтиво- сти и вѣжливости“, которую дѣти должны соблюдать ,,не только другъ передъ другомъ, но и предъ всякимъ человѣ- комъ до послѣдняго въ домѣ“. А для того, чтобы такіе уроки достигли своей цѣли, всѣ воспитатели „сами должны ‘) Генерал, планъ, ч. 1П, гл. ѴШ, стр. 232. *) Тамъ же, стр. 234. а ) Тамъ же, стр. 238. „Двѣ сіи существенный добродѣтели, прибавляѳтъ Бѳцвій, (т. ѳ. повиновеніе и трудъ^) составляштъ то намѣрѳніѳ, которое должны всѣ приставники памятовать во всѣхъ своихъ наставлѳніяхъ, во всѣхъ управле- ніяхъ и во всѣхъ увѣщаніяхъ“.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1