Педагогические мечты Екатерины Великой и Бецкого

— 29 необходимо оказывать въ томъ собою примѣры для подра- жанія“ ’). Ни въ чемъ не отказывая дѣтямъ, когда требова- ніе ахъ справедливо 11 2 ), удовлетворяя естественной въ нихъ потребности движенія 3 ), отвѣчая на всѣ вопросы, возникаю- щіе въ ихъ дѣтскомъ пытливомъ умѣ, „благоразумно, осно- вательно и съ ясностію, дѣтскому понятію приличною 14 4 ), воспитатели должны стремиться вмѣстѣ съ тѣмъ сообразо- ваться и съ природными особенностями каждаго изъ дѣтей. Такъ, напр., „застѣнчиваго, робкаго и страшливаго ребенка надлежитъ всячески стараться ободрять ласковыми поступ- ками, придавать ему смѣлость, пріучать благоразумно къ тѣмъ вещамъ, отъ которыхъ онъ имѣетъ отвраіценіе. Везъ сей предосторожности онъ будетъ всегда унылъ и слабъ 44 6 ). *) Тамъ жѳ, гл. IX, стр. 239. Эти примѣры гуманнаго и вѣжливаго отно- шѳнія старшихъ начальствующихъ къ младшимъ воспитатѳлямъ — къ приставни- камъ, но мысли Бѳдкаго, должны имѣть громадное воспитательное значеніѳ. Онъ рѣшитѳльно нредписываетъ „никогда не оказывать сииъ мнимымъ отцамъ и матерямъ грубости, злобы или брани, и паче при дѣтяхъ. Хотя въ числѣ при- ставниковъ находятся и такіѳ, кои родилися и воспитаны въ рабствѣ; однако же необходимость трѳбуѳтъ, чтобы всѣ господа начальники поступали съ ними пріятно и ласково и съ учтивствомъ, дабы такое обхожденіѳ поверженный ихъ духъ воз- вышало... Можно совершенно повѣрить, прибавляетъ онъ, когда въ основаніе принято будетъ сіѳ о кротости нрѳдписаніе, безъ сомнѣнія привлѳчетъ оное ихъ самихъ съ любовья) поступать съ питомцами такъ же, какъ начальники съ ними обходиться будутъ“. Стр. 232 -233. 2 ) Кратк. наставл. съ нѣкотор. физич. нримѣч., пр. 47, стр. 24. 3 ) Физич. принѣч., пр. 80, стр. 33—34. Генерал, планъ, ч, III, гл. IX, стр. 240. 4 ) Тамъ же, стр. 243. 5) Физич. примѣч., пр. 79, стр. 33. „Есть темпераменты или сложенія, пишѳтъ Бецкій, иные горячѣе, другіе холоднѣѳ; вотъ вся разность, съ которою натура производить людей. Умѣть первыхъ удерживать, другихъ поощрять — вотъ великое искусство воспптанія“. Предварит, объясн., стр. XVI. Въ частности, въ своихъ „Физичѳснихъ примѣчаніяхъ“ онъ различаетъ четыре темперамента и, указывая признаки ихъ, даѳтъ пѳдагогическія наставлѳнія относительно каждаго изъ нихъ. Такъ, „сложѳніѳ многокровнаго или сангвиника“ онъ считаетъ наилуч-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1