Педагогические мечты Екатерины Великой и Бецкого

— 30 — Въ общемъ, всѣ эти воспитательный вліянія — путемъ примѣра и путемъ слова — отнюдь не должны быть въ тя- гость питомцамъ, не должны подавлять ихъ свободу и то жизнерадостное, веселое настроеніе, которое такъ присуще дѣтсгву и которое необходимо для правильна™ развитія его. „Содержать ихъ всегда въ такой вольности , требуетъ Бецкій, чтобъ они могли имѣть желаемую веселость , которая имъ нужна для здоровья и возраста 14 . „Склонность, которую вселяетъ природа въ сіи блаженный лѣта къ игрѣ и къ увеселенію, есть главное средство къ умноженію здоровья и къ укрѣпленію тѣлеснаго сложенія 44 *). „Надобно необходимо воспитатедямъ и псѣмъ ириставникамъ хранить въ сердцахъ нитомцевъ своихъ веселость, вольныя дѣйствія души... От- вергнуть надлежитъ печаль и уныніе отъ всѣхъ живущихъ въ домѣ. Выть всегда веселу и довольну, цѣть и смѣяться есть прямой способъ къ произведен™ людей здоровыхъ, доб- раго сердца и остраго ума. Сей образъ жизни и для нихъ и для всѣхъ, кои въ добрыхъ дѣлахъ обращаются, необхо- димо потребенъ44 г ). Итакъ, въ такой свободной, веселой, жизнерадостной атмосферѣ, окружающей питомцевъ, Вецкій видѣлъ необходимое условіе для правильна™ роста и раз- витія всѣхъ сидъ дѣтей, не только физическихъ, но и ум- ственныхъ и нравственныхъ. шимъ, но — „ежели наблюдается въ немъ посредство, которое и надлежитъ со- хранять въ дѣтяхъ съ немалымъ попечѳніемъ 11 . Дѣтѳй „флегматичѳскаго сложѳ- нія“ надлежитъ поощрять къ тѣлодвиженіямъ нѣсколько труднымъ, ибо они склонности къ тому не илѣютъ, удалять ихъ отъ покоя, которой имъ всего прі- ятнѣе“. Наоборотъ, для „вспыльчиваго (холерика,), такъ какъ такой человѣкъ добровольно бываетъ во всѳгдашнемъ упражнении, праздность нужнѣе“. ІІако- нецъ, въ мѳланхоликѣ нужно „стараться всячески бѳзъ принуждѳнія... развесе- лять и разбивать задумчивыя его мысли, удалять его отъ людей пѳчальныхъ, вы- возить на увесѳлитѳлышя позорища, а не на трагѳдію-, всего же лучше быть ему въ путешествіяхъ 11 . См. физич. примѣч., пр. 111—115, стр. 46 — 50. *) Тамъ же, пр. 42 и 75, стр. 23 и 31. 2 ) Генер. планъ. Ч. III, гл. IX, стр. 239—240.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1