Педагогические мечты Екатерины Великой и Бецкого

— 31 — Таковы тѣ недагогическія средства, на которыхъ сози- даетъ Бецкій свое моральное воспитаніе. Но неужели въ этой сферѣ нравственнаго развитія ребенка, притомъ начи- нающагося очень рано, онъ думаетъ совершенно обойтись безъ того, что давнымъ давно вошло во всѣ педагогические кодексы, и безъ чего не обходились въ его время ни семья, ни школа, и не только въ Россіи, но и на западѣ? А обще- принятая система воспитательныхъ воздѣйствій путемъ цѣлой схемы наказаній и наградъ? Горячій послѣдователь либераль- ныхъ воззрѣній Монтэня и Локка Бецкій вѣренъ имъ и въ этомъ вонросѣ, причемъ еще болѣе расширяетъ ихъ идеалы. Вполнѣ сознавая то значеніе, какое по необходимости отводится наказанію въ современной системѣ воспитанія, при ея обычныхъ традиціонныхъ методахъ, Бецкій, рѣшая во- просъ принципіально, приходить къ выводамъ совершенно противоположнымъ и потому въ своей системѣ воснитанія „новой породы" людей наказанію, въ его грубой формѣ, не даетъ мѣста. ,,Съ одной стороны, говоритъ онъ, когда раз- смотримъ всѣ обыкновенія, видимъ, что безъ употребитель- ныхъ наказаній обойтися не можно. Но съ другой, мнѣніе сіе отвергается, когда разсудимъ о естествѣ человѣческомъ, о животныхъ въ домахъ и о самыхъ лютыхъ звѣряхъ, когда воспоминаемъ чудныя дѣйствія, которыя въ людяхъ и въ тѣхъ животныхъ воснитаніе производить" 1 )... „Что до меня касается, то я совсѣмъ не согласуюсь съ мыслями тѣхъ, которые жестокости наказанія почитаютъ за наилуч- шій способъ къ исправленію. Въ опроверженіе того можно доказать вѣрнымъ примѣчаніемъ, что въ тѣхъ мѣстахъ, гдѣ наказаній меньше, не въ примѣръ меньше оказывается и злодѣйствъ". Прецупредитъ преступленія всѣ обыкновенные кодексы законовъ и наказаній не въ силахч, 2 ). Что касается, Ч Гѳнер. планъ. Ч. III, гл. XI, стр. 260 — 261. г ) Прѳдувѣдонлѳніѳ къ Генерал, плану, стр. 91. 261.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1