Педагогические мечты Екатерины Великой и Бецкого

- 32 — въ частности, дѣтскаго существа, то все развитіе его нахо- дится въ полной власти воспитателя, зависитъ только отъ того, куда и какъ направитъ его воспитатель. ,,Душевныя свойства дѣтей (въ первомъ возрастѣ ихъ) не разверсты и не испорчены 1 * 4 ). Отъ воспитателей зависитъ, куда напра- вить эту чистую „безъ всякаго примѣса воду** — на „пре- красные луга“ или „въ грязныя болота**. Но въ такомъ случаѣ и вся отвѣтственность за исходъ развитія дѣтской души падаетъ единственно на воспитателя: „его собственное будетъ преступленіе, когда надлежитъ душу очищать отъ грязи“. Итакъ, „одно искусство тстітанія отвращаетъ непреложно всякую варварскую необходимость въ наказа- ніяхъ; ибо нѣтъ врожденныхъ пороковъ и злодѣйствъ, но дурные примѣры ихъ внушаютч/* 2 ). Отсюда естественно, что Вецкій совершенно изгоняетъ изъ своей системы наказанія тѣлесные. Они „крайне запре- щаются и надъ самыми нижними служителями, дабы юноше- ство не пріобучить къ суровости** 3 ). Примѣненіе же этого варварскаго средства къ дѣтямъ новело бы за собою самыя тягостныя послѣдствія во всѣхъ отношеніяхъ. Поэтому Вецкій съ особою настойчивостью узаконяетъ: „единожды на- всегда ввести въ сей домъ неподвюкный законъ и строго утвердить — никогда и ни за что не бить дѣтей, ибо не удары въ ужасъ приводить, но страхъ умножается въ нихъ отъ рѣдкости наказаній, что есть самое дѣйствительное средство къ ихъ исправленію; да и по физик b доказано, что бить дѣтей, грозить имъ и бранить, хотя и причины къ тому бываютъ, есть существенное зло. Кромѣ того, что сіе дѣ- ■) Гѳнѳр. планъ, ч. П, гл. 1, стр. 163. 2 ) Предварит, объяснѳаіе, стр. XV — XVI. „Ежели съ младенчества, гово- рить Бѳцкій въ другомъ мѣстѣ, поступать съ дѣтьми съ такимъ предусиотрѣ- ніемъ и осторожностію, какъ узаконено: есть надежда, что наказанія будутъ весьма рѣдки и безполѳзны“. Генер. нланъ, ч. Ш, гл. XI, стр. 262. *) Тамъ же, ч. I, гл. V, стр. 133.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1