Педагогические мечты Екатерины Великой и Бецкого

33 лаетъ перемѣну въ ихъ здоровья, слѣдовательно и въ живо- сти естественной, становятся чрезъ то мстительны , при- творны, обманщики , угрюмы и нечувствительны. Сердца ихъ ожесточаются, въ нравахъ лишаются кротости , ко- торая есть мать человѣчеству^ 5 ). Картина яркая, рѣшитель- ная и совершенно опредѣленная. И эта идеальная горячая реплика, такимъ краснорѣчивымъ потокомъ вылившаяся прямо изъ сердца государственнаго человѣка, явилась въ Россіи, почти въ половинѣ ХУ III- го вѣка, въ эпоху мрач- наго крѣпостничества, когда не только у насъ, но и на западѣ розга царила въ воспитаніи еще со всѣмъ своимъ могуществомъ... Интересно при этомъ отмѣтить, что русскій педагогъ оказался гораздо идеальнѣе своего учителя — англичанина. Осуждая физическія наказанія, какъ мы видѣли, довольно рѣшительно, Локкъ, тѣмъ не менѣе, не отважился совершен- но вычеркнуть ихъ изъ системы воспитанія. „Есть однако, говоритъ онъ, одинъ — и только одинъ — порокъ, за который, по моему мнѣнію, сдѣдуетъ бить дѣтей; это— упрямство или сопротивленіе... Строптивость и упрямое непослушаніе надо исправлять силою и побоями, ибо противъ этого нѣтъ ника- кого другого лекарства" 3 )... Къ этому одному, — но, какъ йзвѣстно, слишкомъ распространенному въ дѣтскомъ возра- сти — пороку, Локкъ въ другомъ мѣстѣ присоединяетъ еще и ложь, цо отношенію къ которой, какъ крайнюю мѣру, опять разрѣшаетъ примѣнять физическое наказаніе 8 ). Въ обгцемъ, считая это средство „самымъ худшимъ и поэтому послѣднимъ", Локкъ все же допускаетъ его и даетъ даже ') Тамъ же, ч. Ш, гл. XI, стр. 262 — 263. См. ѳщѳ Физич. примѣч., пр. 88, стр. 37: „не упоминал, что отъ сего приходятъ дѣти въ посрамленіѳ и въ уныніѳ, вселяются въ нихъ подлость и мысли рабскія, приучиваются овѣ лгать, а иногда и къ болыпимъ обращаются поровамъ". ’) Локкъ, Мысли о воспитаніи, стр. 76, 77. а ) Тамъ же, стр. 151.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1