Педагогические мечты Екатерины Великой и Бецкого

— 34 — нѣкоторые частнѣйшіе совѣты касательно примѣненія его 1 ). Послѣ всего этого, столь гуманное, идеальное рѣшеніе во- проса со стороны Бецкаго заслуживаетъ особеннаго вниманія, и это тѣмъ болѣе, что свою систему онъ писалъ, главнымъ образомъ, для дѣтей низшихъ классовь, „Мысли 11 же Локка имѣли въ виду воспитаніе англійскаго джентльмена... Однако и для Бецкаго естественно возникалъ вопросъ: какъ же быть въ тѣхъ низбѣжныхъ, конечно, случаяхъ, когда главное воспитательное средство въ его системѣ — нримѣръ окажется недѣйственнымъ, и воспитателямъ придется имѣть дѣло съ дурными сторонами въ личности и поведеніи питом- ца? „Я знаю, говоритъ Бецкій, что несравненно легче воспи- тателю съ лозою въ рукахъ довести юношу до своихъ свое- нравныхъ поученій, которыя ему для того только угодны, что онъ имъ самъ учился“ . По въ добромъ, истинномъ вос- питаніи преслѣдуется другая цѣль; другіе потому должны быть и средства. Именно, „должно сказать, что только разум- но управляемое воепитаніемъ чести океланіе , котораго сѣмена врождены въ сердце каждаго человѣка, даетъ душѣ крылья, возносящія ее до того степени, до котораго достиг- нуть можетъ". Выходя изъ этого Локковскаго положенія, Бецкій считаетъ, что „наказаніе однимъ ъыговоромъ или осуоісценіемъ несравненно дѣйствительнѣе всякихъ свирѣпо- стей, которыя, никогда не исправляя, только ожесточаютъ, приводятъ духъ въ застѣнчивость, въ робость, дѣлая подлы- ми, коварными, уничтожаютъ до чреды животныхъ и лиша- ’) Совѣты эти отчасти напоминаютъ пѳдагогію отцо въ іезуитовъ. Напр.: „лучше, чтобы боль причинялась непосредственно рукою другого, а не родите- лей, хотя по ихъ привазанію и съ тѣмъ, чтобы они при этомъ присутствовали', такимъ образоиъ, авторитетъ родителей будѳтъ сохранѳнъ, а нѳгодованіе ребенка за боль, которую онъ вытерпѣлъ, обратится скорѣѳ противъ того лица, кото- рымъ она непосредственно причинена ѳму“. Тамъ ясѳ, стр. 84. Нельзя сказать, чтобы этотъ странный совѣтъ отличался нравственною чистотою...

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1