Педагогические мечты Екатерины Великой и Бецкого

— 35 — ion здравія и нсѣхъ способностей" 4 ). Но и выгозоръ нуж- но дѣлать въ формѣ мягкой, „безъ свирѣпства и злобы" 2 ). Такимъ образомъ, слѣдуя Локку, нашъ педагогъ возлагаетъ большія надежды на врожденное дѣтской душѣ чувство чести и стыда и потому порицаніе или пристыженіе является въ его системѣ важнымъ средствомъ исправленія проступковч.. Но кромѣ этого онъ диктуетъ еіце цѣлый рядъ своихъ на- иазаній, располагая ихъ но степени ихъ серьезности 3 ). На- ’) Предварит, объясненіе, стр. XIV — XV. 2 ) Физич. нримѣч., пр. 52. Стр. 25. Бѳцкій приводить въ поучительный примѣръ такой кроткой мягкости матерей въ Китаѣ. „Тамъ не дѣлаѳтъ она тѣ- леснаго наказанія своему сыну, когда онъ непослушенъ, сѳрдитъ, упрямъ и проч.. но, приходя въ нему съ умильнымъ видомъ, а больше со слезами, „не бѣдная ли я мать, говорить ему, что имѣю такого сына, вотораго столь много люблю и любить принуждена, а онъ оскорбляетъ меня ежечасно и досаждая, пронзаѳтъ мое сердце. Не бѣдная ли я и проч.“ Увѣщаніѳ сіѳ, заключаѳтъ Бѳцкій, хотя мыслямъ другихъ вовся противно, однакожъ толь сильно, что рѣдко сыскать можно въ свѣтѣ такъ благосклоннаго, обходительпаго и трудолюбиваго народа, какъ въ сей націи“. Генер. планъ, ч. Ш, гл. Ш, стр. 218. Приводимъ это мѣ- сто, какъ характерную иллюстрацію той высокой гуманности, особой, доходившей до сентиментальности душевной мягкости, какою отличался Бѳцвій. 8 ) „Легчайшими наказаніемъ служить можетъ: 1) заставлять ихъ одинъ или два часа, смотря по ихъ лѣтамъ, стоять на одномъ мѣстѣ, ни на что не опираясь, 2) не пускать съ другими гулять... 3) дѣлать выговори наединѣ, по- буждая къ раскаянію, 4) пристыживать публичными выговоромъ, 5) хлѣбъ и вода на 12 или на 24 часа сносны для возраста отъ 5 до 10 лѣтъ, 6) смотря по ихъ возрасту, заставлять и поститься, т е. лишать завтрака, иногда и обѣда, но никогда не отнимать ужина" (?). Генер. пл., ч. Ш, гл. XI, стр. 263. Сравн, ч. І, гл. V (стр. 134) и Физич. примѣч., пр. 89 (стр. 37). О такомъ серьезномъ нроступкѣ, какъ воровство, Бецвій рѳкомѳндуетъ доводить до свѣдѣнія главныхъ началышковъ завѳденія, которые и налагаютъ наказаніѳ „по разсмотрѣнію при собраніи всѣхъ дѣтей 1 *. Но въ чѳмъ именно должно состоять это наказаніѳ, мы не знаемъ. Упрямыхъ же и нѳисправимыхъ онъ требуетъ „отсылать въ надлежа- щія мѣста для опрѳдѣленія въ солдаты или въ матросы, а женскій полъ лишать всѣхъ выгодъ, которыхъ бы онѣ въ случай добропорядочныхъ своихъ поступокъ при выпускѣ своемъ надѣяться могли" (стр. 134 135). Очевидно, здѣсь разу- мѣются питомцы только старшаго возраста, съ опрѳдѣлившимся уже характе- ромъ. До этой же поры пѳдагогія Бѳцкаго исключенія изъ заведѳнія нигдѣ не указываетъ, вѣроятно, надѣясь на возможность еще исправленія и самыхъ по рочныхъ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1