Педагогические мечты Екатерины Великой и Бецкого

36 — конецъ, онъ высказываетъ желаніе, чтобы въ руководство воспитателямънапечатана была краткая системанравственныхъ правилъ для воспитанниковъ, съ обозначеніемъ противъкаж- даго правила соотвѣтствующаго наказанія за нарушеніе его. Такая книга, но его мнѣнію, могла бы принесть въ дѣлѣ воспитанія громадную пользу. Обращаясь къ ней всякій разъ, когда нужно назначить наказаніе за проступокъ воспитанни- ка, и при этомъ непремѣнно объясняя провинившемуся соот- вѣтствуюіцее предписаніе въ ней, воспитатели достигли бы того, что наказаніе всегда соединялось бы съ сознаніемъ его справедливости. Высокій законъ правды этимъ путемъ внѣдрялся бы уже въ дѣтскомъ возрастѣ '). Остается, наконецъ, четвертая и послѣдняя часть си- стемы Вецкаго; это — „ученіе“ . „Вы удивитесь, быть можетъ, писалъ Локкъ, что я ставлю обученіе въ конці, особенно, когда я скажу вамъ, что придаю ему самое малое значеніе. Это можетъ показаться страннымъ въ устахъ книжнаго человѣка, и тѣмъ болѣе имѣетъ видъ парадокса, что ученье признается главнымъ, если не единственно важнымъ для дѣтей занятіемъ, и что почти его одно имѣютъ люди въ виду, когда говорятъ о воспитаніи... Читать и писать и пріобрѣтать свои свѣдѣнія въ наукахъ необходимо, я соглашаюсь съ эттгъ, но не въ томъ главная задача. Я полагаю, что вы признали бы очень глупымъ человѣкомъ того, кто не дѣнилъ бы добродѣтельнаго или мудраго мужа гораздо выше, чѣмъ великаго ученаго... Обученіе должно имѣть мѣсто, но стоять на второмъ иланѣ, только какъ пособникъ болѣе важнымъ качествамъ“... 2 ). Эти *) См. Генер. планъ, ч. Ш, гл. XI, стр. 263—265. О „похвалахъ и на- гражденіяхъ свойствѳшіыхъ и безпристрастныхъ“ Бецвій дѣлаѳтъ въ Предвари- тѳльномъ объясиѳніи лишь одно упоминаніе (стр. XI V), не входя въ детальный анализъ вопроса. Въ планѣ ясѳ коммерчѳскаго училища въ главѣ „о награждѳніи“ ведется рѣчь о публичныхъ наградахъ послѣ экаамѳновъ, за успѣхи въ ученіи. Си. стр. 396 — 397. *) Мысли о воспитаніи, § 147, стр. 169—107.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1