Педагогические мечты Екатерины Великой и Бецкого

— 37 — слова главнаго педагогическаго ментора Бецкаго невольно прихотятъ на память, какъ только мы вступаемъ въ область воззрѣній нашего педагога на обученіе. И у Бецкаго, какъ и у Локка, это вопросъ второстепенный, послѣдній. И есте- ственно: создать „новое порожденіе" наша государственная педагогія. какъ мы знаемъ, мечтала путемъ воспитанія, а не обученія: не придавая высокой цѣны разуму, хотя-бы они. былъ даже „украшенъ и просвѣщенъ науками", она всю на- дежду возлагаетъ на непосредственные, прямые пути воздѣй- ствія на сердце питомца, въ помощь которымъ ставитъ пра- вильный уходъ за тѣломъ его. И только. Поэтому, носдѣ своей „физики" и „морали" Бецкій почти что уже ставитъ точку всей своей системѣ, когда говоритъ: „есть ли такими, образомъ физическое и моральное воспитаніе совершенно исполнится, тогда только могутъ быть люди, какихъ желаетъ для пользы отечества Генеральное учрежденіе и намѣренія Плана, запечатлѣнныя волею благотворящей души Екатерины Второй" *). Итакъ, все дѣло въ моральномъ и физическомъ восгштаніи. А развитіе интеллектуальное —путемъ обученія? Когда указано и сдѣлано главное, можно дать предписанія и относительно второстепеннаго — тѣмъ болѣе, что совершенно обойти ѳтотъ воиросъ, конечно, нельзя было. И вотъ Бецкій даетъ свои предписанія и касательно обученія. Прежде всего, выходя изъ того положенія, что разумъ „есть ли умѣютъ давать ему свободу самому дѣйствовать, ле- титъ на крыльяхъ, когда же налагаютъ на него бремя пе- дантической методы, то едва двигаясь нолзаетъ" 2 ), Бецкій требуетъ, чтобы и въ обученіи его питомцевъ руководящими началами были свобода, легкость, естественность, любовь, а отнюдь не принужденіе, насиліе. „Склонность и охота" должны играть здѣсь первую роль: „всякое противъ природы исклон- *) Предварит, объясн., стр. ХѴП. *) Тамъ ясе, стр. XIX.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1