Педагогические мечты Екатерины Великой и Бецкого

38 — ности отягощеніе, вмѣсто того, чтобы изощрять, притупляетъ чувства. Надлежитъ или отречись отъ воспитанія, иди дѣтей вести, такъ сказать, играя и съ пріятностію" '). Нужно „приводить дѣтей къ ученію подобно, пакъ въ пріятное и украшенное цвѣтами поле“... А сдѣлать это можно только пробудивъ въ нихъ любовь къ ученью. „Чтобъ дѣти съ ве- селіемъ исполняли свою должность, надлежитъ : стараться все- мѣрно вперить въ нихъ любовь къ ученію такъ, чтобъ оное награжденіемъ себѣ почитали" 2 ). Важнымъ условіемъ для этого является и необремененіе учебнымъ матерьяломъ, ученье „безъ утомленія юношества, которое, чувствуя обреме- неніе, теряетъ и врожденное" 3). Впрочемъ, помимо этого „не- умѣренное ученіе вредно и здоровью". „Питомцевъ при нѣж- номъ ихъ возрастѣ назначиваніемъ уроковъ принуждаютъ си- дѣть по два и по три часа по утру и столько же послѣ обЬда. Насильное сіе положеніе тѣла, угнетаемое еще стра- хомъ и должностію оказывать почтеніе предсидящимъ учите- лямъ и начальникамъ, истоіцаетъ, наконецъ, силы и дѣлаетъ ихъ разслабленными" 4 ). Уже одно это должно удержать вос- питателей предъявлять широкія требованія къ обученію и, что особенно неразумно, торопиться съ нимъ. „Не должно тревожиться, видя умы не скоро зрѣющіе, а желать надобно, чтобъ дѣти имѣли только здравый разумъ и доброе сердце, о чемъ паче всего прилагать должно стараніе" б ). ') Тамъ жѳ. Сравн. Генер. учрежд., стр. 8. *) Физич. примѣч., пр. 84 и 85, стр. 86. 3 ) Предварит, объясн., стр. ХѴШ. *) Генер планъ, ч. Ш, гл. IX. Стр 240. 6 ) Физич. примѣч., пр. 86, стр. 36. „Лучше стараться такое произвести воепитаиге , чтобъ полезные отъ учителей примѣры назидали разумъ и сердце питомцамъ; нежели предпринимать просвѣщепіе ихъ больше того, чего трѳбуѳтъ эваніе, къ которому назначаются". Генер. планъ, ч. Ш, гл. XI, стр. 269. Правда, это писалось въ руководство Воспитательному для приносныхъ дѣтей Дому. Но такимъ же точно характеромъ проникнуты и всѣ другіе уставы и планы Бецкаго.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1