Педагогические мечты Екатерины Великой и Бецкого

39 — Но какихъ же знаній можно было требовать, какую программу наукъ предъявить при такомъ иринципіальномъ взглядѣ на обученіе, какъ на дѣло второстепенное, а иногда даже и вредное? Вполнѣ послѣдовательный въ своемъ „Гене- ральномъ планѣ воспитательнаго дома“, Бецкій въ обученіа этихъ „приноспыхъ“ дѣтей ограничивается элементарными знаніями и умѣньями изъ тѣхъ областей, который считаетъ наиболѣе необходимыми или полезными въ жизни. Въ своемъ „показаніи, чему учиться иитомцамъ обоего пола“ онъ опредѣляетъ: 1) „познаніе вѣры, рисовать, читать, писать, ариѳметики, географіи, искусство вести счетныя книги, пра- вило гражданской жизни, управляемой законами отечества; 2) мануфактуры, фабрики, коммерціи, садовничество и прочія искусства, до экономіи принадлежащія, изяіцныя художества тѣмъ, кои къ сему способны, рукодѣлія, женскому полу при- надлежаіція" ’). Названій получается много, но изъ даль- нѣйшихъ объясненій Бецкаго мы видимъ, что все это должно было держаться именно въ самыхъ элементарныхъ границахъ 2 ). Впрочемъ, программа была не для всѣхъ одинакова: особыя дарованія умственным или спеціальныя способности въ области искусствъ должны были найти покровительство для себя и средства для болѣе широкаго развитія 3 ). Поэтому, соотвѣт- ственно своимъ дарованіямъ, питомцы должны быть раздѣлены „на три разбора дѣтей, а именно: первому состоять изъ тѣхъ, которые очевидно могутъ отличиться въ наукахъ и художествахъ 4 ); второму, и который, конечно, величайшее ') Гѳнер. пл. ч. Ш, гл. Ш, стр. 214 — 215. Сравн. Предварит .' объясн., стр. XX — ХХП. Здѣсь программа обучѳнія выражена въ шести положѳніяхъ: 1) „о языкахъ (русскій и славянскій), 2) ариѳмѳтика, 3) гѳографія, 4) рисовать, 5) домоводству и садоводству и 6) закону христіянскому“. 2 ) См., наир., указанія его относительно обученія вѣрѣ, ариѳмѳтикѣ, гѳо- графіи и пр Тамъ же, гл. Ш, IV, V и ѴП, стр. 215 — 221. 229—232. z ) См. Предварит, объяснение, стр. ХХП — ХХШ. 4 ) Такихъ рекомендуется посылать въ назначенное время въ Акадѳміи Наукъ и Художествъ. Тамъ же, стр. ХХП.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1