Педагогические мечты Екатерины Великой и Бецкого

— 40 — число въ себѣ заключаешь, изъ онредѣлениыхъ быть реме- сленниками и рукодѣдьи яками; а третьему, коихъ понятія тупы, изъ простыхъ работниковъ" 1 ). Что касается другихъ иптернатовъ, то тамъ образовательныя программы намѣчены уже значительно шире, большею частью въ соотвѣтствіи со спеціальными задачами того или другого учебно-воспитатель- наго заведенія. Такъ расширена, напр., программа коммер- ческаго училища главнымъ образомъ въ сферѣ математики, географіи и исторіи 3 ). Въ программу воспитанія благородныхъ дѣвицъ рядомъ съ предметами общаго образованія (какъ законъ Вожій, мораль, словесныя науки съ чтеніемъ нраво- учительныхъ книіш, ариѳметика, географія, исторія) и ѳсте- тическаго (какъ рисованіе, вокальная и инструментальная музыка, танцы и различныя рукодѣлія) также попали архи- тектура и геральдика. Въ уставъ же обновленнаго сухопут- наго кадетскаго корпуса, этого интерната для гіриготовленія дворянскихъ дѣтей ко всѣмъ служебнымъ поприщамъ военнымъ и гражданскимъ, Бецкому, соотвѣтственно такимъ широкимъ задачамъ заведенія, пришлось внести очень длинный списокъ наукъ и искусствъ (больше тридцати) 3 ). Просматривая эти широкообразовательные планы, куда вошли и логика и физика общая и особенная, и астрономія, и исторія съ хронологіей, и математика, и языки, не только употребительные, но и для наукъ потребные, и исторія натуральная, и право естественное, всенародное и государ- ственное, и экономія государственная и мног. др., естественно спросить: неужели и вся эта премудрость, по разсчетамъ *) Тамъ же, стр. ХХНІ. Сравя. Предъувѣдомленіѳ къ Гѳяѳр. плану (стр. 88), Геяер. планъ, ч. I, гл. П (стр. 117—118); ч. Ш, гл. XIV (стр. 279 280). ’) См. Пяанъ коммерч. училища, гл. ѴПІ, стр. 391 — 396. 8 ) Здѣсь есть и „руководящія къ позяанію прочихъ наукъ“, и „предпочти- тельно нужныя гражданскому званію“, и просто „полезныя“ и, навонецъ, „искус- ства“ или „художѳства“ до изваянія включительно. См. Педагогическія сочине- нія В. Я. Стоюнина. СПБ. 1892, стр. 157, прим. 4.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1