Педагогические мечты Екатерины Великой и Бецкого

— 41 Бецкаго, могла быть усвоена также „играя и съ пріятностію‘% безъ всякаго „отягощенія“, безъ скучнаго и вреднаго для здоровья сидѣнья за уроками? Какими же методами и какими облегчающими средствами обставить ее, чтобы удер- жаться и здѣсь на высотѣ того же принципа? На первый изъ ѳтихъ вопросовъ напіъ педагогъ, повидимому, склоненъ былъ дать отвѣтъ только утвердительный. И для кадетъ, какъ и для „приносныхъ" дѣтей Московскаго Вогаитательнаго Дома, онъ рекомендѵетъ одинъ и тотъ же методъ — любви, ласки, свободиаго легкаго обученія путемъ главнымъ образомъ разговоровъ и разсужденій, безъ напряженія мысли, безъ заучиванія наизусть, безъ тѣни педантизма. „Если учители, пишетъ онъ, будутъ поступать съ благоразсужденіемъ и наставлять питомцевъ своих'ь съ любовью и ласкою, если учить ихъ станутъ больше разговорами и разсужденіями, нежели заставляя сидѣть безпрерывно надъ урокомъ въ принуждепномъ и здоровью ихъ вредительномъ наклоненіи..., то юношество окаэкетъ великіе во вссмъ усп'Ьхи, чего только отъ возраста его требовать можно... Все зависитъ отъ удачнаго выбора начальниковъ и учителей... Педантизмъ есть сущая пагуба воспитанію юношества вообще, а благороднаго особливо. Если должно выбирать изъ двухъ золъ меньшее, то лучше взять учителя нѣкоторымъ недостаткамъ подверженнаго, нежели педанта, ученіемъ своимъ надутаго и во всемъ поведеніи столь же нестерпимаго, сколь смѣху достойнаго“ !)... Итакъ, и здѣсь, при широкой учебной программѣ, Вецкій, какъ ви- димъ, остается вполнѣ вѣренъ своему принципу, но конечно только потому, что совершенно не входитъ въ разсмотрѣніе тѣхъ путей и епособовъ, какими этотъ принципъ можно было бы хоть до нѣкоторой степени провесть на практикѣ. Учить всему нужно безъ принужденія, легко, съ пріятностію для учащихся, соотвѣственно ихъ природнымъ склонностямъ, ’) Тамъ же, стр. 150.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1