Педагогические мечты Екатерины Великой и Бецкого

42 — методомъ живымъ, реальпымъ („разговорами и разсужде- ніями“), а не сухимъ школьнымъ, теоретическими — вотъ все, что говоритъ Вецкій. Никакихъ иллюстрацій, никакой мето- дики, никакихъ хотя бы ссылокъ на полезныя руководства, никакихъ собственныхъ частнѣйшихъ руководящихъ указаній на этотъ счетъ не даетъ онъ, возлагая все на идеальныхъ, „удачно выбранныхъ" учителей и начальников!:.. Но какіе же, спрашивается, результаты могло дать такое обученіе? Такъ какъ этотъ вопросъ стоитъ въ тѣсной связи съ оцѣнкой всей системы Бецкаго, то, познакомившись съ нею уже въ достаточной степени, оглянемся назадъ и постараемся оріентироваться въ ней. Предъ нами цѣльная педагогическая система, чрезвы- чайно интересная и по своей конечной цѣли и по всему построенію. Вся она отъ начала и до конца можетъ пока- заться скорѣе какою-то волшебною сказкой, очаровательной мечтой, чѣмъ дѣйствиі ельнымъ фактомъ, заключеннымъ въ реальный границы пространства и времени. Въ самомъ дѣлѣ: не мечта ли это — создать въ землѣ русской во второй половинѣ ХѴПІ вѣка особое „новое порожденіе", совершенно новую идеальную породу людей путемъ особаго, еще невидан- наго здѣсь воспитанія! Не похожа ли на фантастическую мечту уже сама по себѣ одна эта идея? Но такимъ же характеромъ отличаются и всѣ тѣ формы, въ какія облечена она. Устрояется особый дѣтскій питомникъ, ограждается не- проницаемою стѣною отъ семьи, общества, отъ всего осталь- ного міра Божьяго и наполняется чистыми, еще невѣдущими зла дѣтскими существами. Здѣсь они растутъ и крѣпнутъ прежде всего физически, среди здоровыхъ вліяній воздуха, правильнаго иитанія, движенія, отдыха, сна и проч. Но вмѣстѣ съ тѣломъ ихъ зрѣетъ и духъ, развивается нрав- ственно— среди полезныхъ занятій и веселыхъ игръ не зная праздности, не вѣдая ничего дурного и постоянно созерцая

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1