Педагогические мечты Екатерины Великой и Бецкого

— 43 — только доброе. Все вокругъ него, вся атмосфера въ этой волшебной дѣтской оранжереѣ пропитаны чуднымъ арома- томъ добродѣтелей; онъ живою струею вливается в'ь нѣжное дѣтское сердце, наполняя его горячею любовью къ родителями, ко всѣмъ людямъ, ко всему міру. А вмѣстѣ съ этимъ „изящ- нымъ“ сердцемъ постепенно, но не спѣшно образуется и столь же „изящный" умъ, усвояя полезный, нужныя въ жизни науки и художества, пріобрѣтая ихъ легко и свободно, по склонности и охотѣ, безъ всякаго огягоіценія, какъ бы за пріятною игрою. И вотъ, проходятъ годы, наступаетъ пора, двери питомника раскрываются и изъ него выходятъ въ русское государство „сограждане почтенные, подданные Госу- дарю вѣрные, сыны Отечеству полезные". Здѣсь будуіціе „хранящіе истину судьи, остроумные министры, славные герои, вѣрные друзья и сыны прямо любяіціе отечество свое"; здѣсь же и будущія „хорошія жены, почтительныя матери, рачительным хозяйки" 3 ). Все это новые въ Россіи, идеальные люди. Что это, какъ не милая сказка — прекрасная, чарующая, манящая своими образами въ какое-то далекое, невѣдомое, волшебное „нѣкорое царство — нѣкоторое государство", но, какъ и всякая сказка, плѣняющая насъ лишь до тѣхъ поръ, пока мы читаемъ или слушаемъ ее. Кончился разсказъ, и вмѣстѣ съ первыми яркими лучами холоднаго здраваго смысла, прорѣзавшими туманную область фантазіи, всѣ волшебные образы ея исчезли. И намъ жаль бываетъ, что это только сказка, очень жаль, что очарованіе окончилось... Почти то же самое испытываемъ мы и сейчасъ, переходя отъ идеальной мечтательной системы Бецкаго къ анализу дѣйствительнаго реальнаго значенія ея. Общею характерною чертою ея является крайняя искус- ственность всѣхъ ея построеній. М Журналъ м. Н. Пр. 1853. Ч. ЬХХѴП, стр. 23 и 33.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1