Педагогические мечты Екатерины Великой и Бецкого

— 44 — Вецкій много говоритъ о естественности, свободѣ раз- витія дѣтскихъ силъ и, въ то же время, начинаетъ прямо съ насилія по отношенію къ лучшимъ и самымъ естествен- нымъ чувствамъ дѣтской души — къ любви и привязанности цѣтей къ своимъ родителямъ, ко всему своему родному гнѣзду. Въ раннемъ нѣжномъ возрастѣ онъ отрываетъ дѣт- ское существо отъ того могучаго источника тепла и жизни, какой представляетъ для него родная семья, и думаетъ за- мѣнить его своимъ фантастическимъ, искусственнымъ питом- никомъ. Но возможно ли это? Какъ бы ни былъ хорошъ интернатъ, при самой идеальной обстановкѣ его, никогда не замѣнить ему вполнгь даже и самой убогой родной семьи, какъ ничѣмъ и никѣмъ нельзя подмѣнить родной матери. Между тѣмъ какими педагогическими силами могъ располагать Вецкій въ Россіи во второй половинѣ ХУШ-го вѣка? Лелѣя свою мечту о „новой породѣ“, онъ стремится совершенно изолировать своихъ питомцевъ отъ всякаго вліянія „стараго иорожденія”, преграждая послѣднему на цѣлые пятнадцать лѣтъ всякій доступъ къ нимъ. Но откуда же могъ взять онъ тѣхъ педагоговъ, тѣхъ идеальныхъ искус- ственныхъ отцовъ и матерей, какими хотѣлъ замѣнить естественныхъ? По необходимости приходилось обращаться къ тому же старому порожденію, въ немъ искать и „глав- ныхъ надзирателей”, и „надзирательницъ", и „ценсоровъ воспитанія”, я учителей и „приставниковъ". Неудивительно, что Бецкій, при всей склонности своей уноситься въ область фантазіи, въ этомъ иунктѣ, по необходимости становясь лицомъ къ лицу съ дѣйствительностью, самъ сознавалъ всю трудность своего гіредпріятія. Послѣ широкихъ идеальныхъ запросовъ къ личнымъ качествамъ воспитателей, онъ самъ же боится, что нигдѣ не найдетъ таковыхъ, и потому спѣ- шитъ ограничить свои требованія до mmimum’a: отсутствіе хотя бы грубыхъ пороковъ, нѣкоторая доля кротости и здра- ваго смысла, позволяющаго понимать данныя инструкціи и

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1