Педагогические мечты Екатерины Великой и Бецкого

ыія? Какую „новую породу “ могли создать эти педагогичб- скія теплицы, такъ тщательно и съ такими надеждами устроен- ный среди дебрей русскаго сѣвера? Оправдались ли идеаль- ный надежды? Могло ли это „новое порожденіе" выступить на борьбу съ мракомъ невѣжества, съ вѣковыми предразсуд- ками, съ нравственною грубостью, со всѣми тѣми непригляд- ными явленіями, какими полна была русская жизнь и съ ко- торыми ему неизбѣжно приходилось столкнуться при первомъ же вступленіи въ нее? Способны ли были эти тепличныясо- зданія вынесть на своихъ нѣжныхъ плечахъ эту трудную борьбу и проложить свои новыя русла для здоровой и полез- ной русской жизни? Увы! для этого у нихъ не было ни силъ, ни достаточныхъ знаній, ни твердыхъ убѣжденій, ни стой- кой энергичной воли, ни даже здороваго нравственнаго чув- ства. По своей многолѣтней иривычкѣ пассивно отдаваться окружающимъ вліяніямъ, они едва-ли способны даже были критически отнестись къ той жизни, которая сразу захлест- нула ихъ своею могучею волною, и даже полное невѣдѣніе зла, на которое такъ разсчитывалъ Бецкій, нисколько не га- рантировало ихъ отъ увлеченія первымъ же соблазнитель- нымъ иримѣромъ... Такъ разбиваются эти красивыя педагоги ческія иллюзіи. Отъ волшебной сказки, — создавшейся подъ вліяніемъ заман- чивыхъ идей запада, слишкомъ быстро пересаженныхъ въ совершенно чуждую имъ русскую почву, подогрѣтыхъ здѣсь горячимъ идеализмомъ русскаго сердца и потому получив- шихъ еще болѣе своеобразный конкретный формы, — даже при бѣгломъ критическомъ анализѣ ея, не остается и слѣда. Но намъ все еще жаль, что это только мечта., и мы не хотимъ совершенно разстаться съ нею. И это естественно: вдѣсь такъ много высокаго, истинно прекраснаго, съ чѣмъ разстаться было бы не только тягостно, но и прямо неспра- ведливо. Далеко не все здѣсь окутано дымкой несбыточнаго идеализма. За многое мы должны быть благодарны этой пе-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1