Педагогические мечты Екатерины Великой и Бецкого

— 49 — дагогіи, идеи которой, въ общемъ — не согласованный съ историческою русскою дѣйствительностью и не вездѣ вѣрныя и по своему существу, во многихъ отдѣльныхъ чертахъ сво- ихъ заслуживаютъ глубокаго гіреклоненія. Помимо общей высокой филантропической тенденцін, лежащей въ основѣ та- кихъ педагогическихъ предпріятій императрицы и Бецкаго, какъ воспитательные дома, помимо идеальной защиты правъ женскаго образованія и перваго насажденія его въ Россіи, очень многое въ этой государственной педагогіи заслужи - ваетъ вниманія и самой благодарной памяти и въ наши дни. Эта вѣра.въ дѣтское существо, въ его добрыя силы, горя- чая любовь къ нему, боязнь нарушить невозвратное дѣтское счастье и потому стремленіе сохранить дѣтству возможно больше жизнерадостнаго чувства, естественной свободы, без- мятежнаго веселья, полное исключеніе изъ системы воспита- тельныхъ воздѣйствій всего грубаго, оскорбляющаго человѣ- ческое достоинство, желаніе внести возможно больше свободы, легкости и въ сферу обученія, которая въ то время была особенно тягостною, высокія требованія къ личности воспи- тателя и учителя — все это дорогія истины, давно уже золо- тыми буквами записанный въ педагогическихъ кодексахъ все- го культурнаго міра. PI если, благодаря особой отзывчивости ко всему передовому Великой русской царицы и достойнаго ея сотрудника, идеи эти проникли къ намъ уже въ XV ПТ вѣкѣ и дали толчокъ русской мысли,, возбудивъ и въ ней инте- ресъ къ вопросамъ воспитанія, — то уже за одно это исторія должна быть глубоко признательна высокимъ педагогамъ нашимъ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1