Труды 1-го Всероссийского съезда деятелей обществ народных университетов

— 89 — не единичными силами. Это давно было понято въ Америкѣ, гдѣ, напримѣръ, извѣстная «League lor social service» (Лига общетс- веннаго служенія), взявъ за правило съ одной стороны класси- ческую сентенцію — «concordia parvae res crescunt», а съ другой стороны собственное изрѣченіе — «заборъ наверху пропасти лучше госпиталя на днѣ ея», («А fence at the top of a precipice is better than an ambulance at the bottom»), направила всѣ силы общественныхъ организадій къ тому, чтобы предупреждать всякое общественное зло и, поставивъ себѣ 14 главнѣйшихъ вопросовъ для общественной разработки — земледѣліе, благотворительность, вос- питаніе, гражданственность, трудъ и т. п., составивъ цѣлый граж- данскій катехизисъ, содержащій превосходно изложенное ученіе объ обществѣ. правительствѣ, гражданок и хъ правахъ и обязанностяхъ и т. д., въ числѣ этихъ 14 вопросовъ разрабатываетъ и вонросъ о художественномъ театрѣ, музыкѣ, пѣніи, словомъ о художествен- номъ образовании народа. Смѣемъ думать, что такого рода орга- низація, какъ Лига общественнаго служенія, не только въ области художественнаго образованія, но и въ области политическаго раз- витая могла бы для русскаго общества явиться могучимъ орудіемъ общественнаго перевоспитанія въ духѣ политической и граждан- ской свободы. Художественное воспитаніе по существу своему общественно какъ потому, что оно наиболѣе всѣмъ доступно, такъ и потому, что оно наиболѣе связываешь между собою людей. Великая куль- турная сила искусства, заннмающаго въ системѣ человѣческихъ интересовъ мѣсто, равное мѣсту науки, имѣетъ для человѣче- скаго общества особое значеніе, и главной причиной этого яв- ляется то, что искусство служишь выраженіемъ спеціальной спо- собности человѣка — способности чувства. Познаніе истины путемъ научнымъ возможно только тому, у кого способность разума раз- вита достаточно сильно, тому, кто по своему воспитанно и духов- ными силамъ способенъ себя совершенствовать зтимъ путемъ. Ме- жду тѣмъ жажда истины присуща всѣмъ и необходимость позна- вать ее одинаково важна для всѣхъ. Гораздо болѣе половины рода человѣческаго было бы лишено возможности даже близко подойти къ наукѣ и познакомиться съ законами вселенной, не будь еще другого средства достигать своихъ идеаловъ. Это другое средство и есть искусство. Мыслить, какъ ученый, могутъ не всѣ, но чув- ствовать правдиво, какъ художники, могутъ всѣ. На этомъ осно- вана та безграничная популярность искусства, которая дѣлаетъ его достояніемъ всего человѣчества гораздо болѣе, чѣмъ можешь быть такими достояніемъ наука. Да и для самихъ ученыхъ великія созданія искусства имѣютъ огромное образовательное значеніе. Ка- кими бы точными и опытными путемъ ни шла въ своемъ посту- пательномъ движеніи наука, дѣятель ея въ силу самого существа научнаго процесса мышленія всегда остается больше въ сферѣ теоретическихъ умозрѣній, чѣмъ въ области фактовъ, очевидныхъ и наглядныхъ. Провѣрить все найденное и мыслимое наукой въ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1