Труды 1-го Всероссийского съезда деятелей обществ народных университетов

— 90 — наглядныхъ фактахъ не путемъ искусственнаго опыта возсоздан- motJ Ь Ѵ пп, Л,ТеМЪ , 0С 0 тво Рческаго процесса, создающаго лред- .тъ сразу со всѣми его свойствами, явленіями, обстановкой- убѣ- Г-я въ глубинѣ, ясности, вѣрности, правильности извѣстнаго закона, мысли, гипотезы путемъ впечатлѣнія отъ предметовъ яв- гиж!трчсг арактер0въ ’ С0зданныхъ въ духѣ этого закона, мысли и гипотезы испытать все это теоретическому мыслителю столько же чистягпТо?’ неожиданно ’ <™ко и радостно. Его способность стаго разума можетъ не только освѣжиться въ этой эстетической оо-тсти изоораженія, но и почить сшщ „н шихъ лроцессовъ мысли. Его мысль не только не утратитъ отъ ихъѴшшг СИЛЫ ’ глубіІНЫ и яснос ™, но, напротивъ, пріобрѣтетъ хъ и выиграетъ въ нихъ, ибо идеалъ человѣка— не одностоцоннее всѣхъ” 6 ° КаК0Й ЛИб ° способности ’ но всестороннее развитіе Что касается связующей людей силы искусства, этотъ вопросъ ірекрасно разработанъ французскимъ изслѣдователемъ М. Гюйо ъ его сочинеши «L’art au point de vue sociologique». Ука- зывая въ этомъ нревосходномъ сочиненіи. что 1) по иовѣйиіимт психологическимъ изысканіямъ наше сознаніѳ. несмотря на Гжу щееся единство, сано есть „бщоотно, трмонія *с«, Р нме,і™н между первичными состояншми сознанія, быть можетъ. даже между ™ прія ™“ лроврасньшъ мо J! J увеличивается въ немъ солидарность и общность шет У со™1. '““""а а МШеГ ° С1"Цестю « “ ѣ “ »«.енташГ„а шего сознанія, по мѣрѣ того, какъ оно болѣе относится къ этому ХІО \ 0 ™, Н \ Х0ДИТСЯ ВЪ <<Я>>; ,1Т0 3) Чувств ° п Р ек Р ас наго есть олько высшая форма чувства солидарности и единства въ гао- чтТЬ если чѵ°вс НаНІе 0бЩеСТВа ВЪ нашей индивидуальной жизни, гі-анЪ ; чувство природы есть уже чувство общественное тѣмъ оолѣе всѣ эстетическая чувства, возбужденныя существами ’ намъ подобными, будутъ имѣть характеръ общественности, -М So называетъ художественную эмоцію эмоціей общественной и гово- рить. «Вотъ нить, которую надо наэлектризовать; физикъ не мо жетъ войти съ нею въ прямое общеніе-что же онъ дѣлаетъ? есть среде гво ввести въ нее токъ въ томъ направленіи, въ какомъ онъ Д™ щктшш°есй бЛИЗИТЬ КЪ НеЙ ДРУГУЮ ™ ТЬ ’ ™ которой про? . а электрическій токъ — первая нить тотчасъ же наэлектризуется черезъ индукцію. Эта нить, которую надо наэлектризовать 5 без? ВЪ которой надо издали заставить токъ нтти по заранѣе извѣстному направленію, это— каждый изъ насъ это— каждое изъ лицъ, составляющихъ публику художника Задача по худоясника возбудить жизнь, приближая ее къ другой жизни р °и она могла бы симпатизировать: это косвенное возбужденіе черезъ индукщю. Вы не знаете, что значитъ любить, -худХикъ заставить васъ испытать всѣ волненія любви. Какъ 13 — Показавт вамъ существо, которое любить. Всѣ искусства по существу не иное, какъ многоразличные способы сосредоточивать индиви-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1