Труды 1-го Всероссийского съезда деятелей обществ народных университетов

дуальную эмоцію, чтобы сдѣлать ее возможной къ непосредственной передачѣ, чтобы сдѣлать ее способной къ общенію (socialle)». Къ выраженію присоединяется вымыселъ, наше чувство расширяется на все пространство міра, созданнаго поэзіей,— и «создается нрав- ственная и умственная среда, въ которую мы постоянно окунаемся и которая смѣшивается съ нашей собственной яшзныо: въ этой средѣ взаимная индукція умножаетъ силу всѣхъ эмоцій и всѣхъ идей, какъ это часто случается въ собраніяхъ, гдѣ большое число собранныхъ вмѣстѣ людей находится въ общеніи чувствъ и мыслей... Вообще искусство есть распространеніе — силою чувства — представ- ленія общества на всѣ существа природы, и даже на существа, которыя полагаются выходящими за предѣлы природы, и даже на существа вымышленныя, созданный человѣческимъ воображеніемъ. Такимъ образомъ художественная эмоція по своему существу об- щественна; въ результатѣ она расширяетъ индивидуальную жизнь, заставляя ее смѣшиваться съ болѣе широкой и всеобщею жизнью. Высшая цѣль искусства — создавать эстетическую эмоцію обіцествен- наго характера» Въ книгѣ «Нроисхожденіе искусства» (Der Ursprung cler Kunst) Эрнстъ Гроссе вполнѣ подтверждаетъ взглядъ Гюйо. «У всѣхъ народовъ», — говоритъ онъ, — «и во всѣ времена искусство проявляется какъ соціальный фактъ, и разсматривать его лишь какъ индивидуальное явленіе — значить заранѣе отказаться отъ пониманія его сущности и значенія». Солидаренъ съ такимъ воз- зрѣніемъ и французскій ѳстетикъ Впкторъ ІІІербюлье. Только полнымъ непониманіемъ существа искусства и его общественныхъ задачъ объясняются всѣ анти-художественныя явленія и вѣянія нашего времени. Расшатанность эстетическихъ воззрѣній въ области литературы и искусства и взглядъ на искусство, какъ на какую то забаву, доступную только избраннымъ, т. е., если судить по иредлагаемымъ произведеніямъ нашихъ ново-эстетовъ, доступную только людямъ, наиболѣе удалившимся отъ лучшихъ завѣтовъ и чистыхъ радостей искусства, — породили особое ученіе о такъ называемыхъ «исканіяхъ». Пресытясь чистыми созданіями художниковъ, изнѣживъ и притупивъ здоровый эстетическій вкусъ, благодаря чрезмѣрнымъ увлеченіямъ лже-литературными и лже- художественными эксцессами, цѣлый рядъ лицъ спеціально занялся «исканіемъ» новыхъ формъ въ литературѣ и въ искусствѣ, такъ какъ по нхъ мнѣнію всѣ до сихъ поръ существующія формы литературы и искусства устарѣли, представляютъ собой хламъ, тряпье, всѣмъ надоѣвшее, иричемъ въ этомъ случай говорящіе такъ свободно ставятъ себя вмѣсто всѣхъ. Такое ученіе съ точки зрѣнія научной критики и эволюціи искусства представляется явно абсурд- нымъ. Сущность искусства сама по себѣ такова, что форму его произведений невозможно представить иначе, какъ въ неразрывной связи съ самымъ содержаніемъ — и даже болѣе: только именно такая неразрывная связь формы и содержанія создаетъ художественное произведете — вотъ почему нельзя художественный романъ пере-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1